Сказки - забытый жанр. Рецензия на книгу А.Рубанова

Что такое сказка? В наше время сказкозаменитель – фэнтези – это уход от реальности в попытке создать иную. Сказка же, в отличие от фэнтези, рассказывает о реальности языком бессознательного, архетипического, сновиденческого. Чтобы писать сказку требуется огромное мастерство и особый дар – видеть символы в происходящем, символы, которые по своей природе несут всю историческую память. Чтобы услышать послание сказки требуется умение слышать душой. Не разумом. Сказки не для легкости и отвлечения от реалий, они нагружают душу тяжеловесными, противоречивыми образами, задают планку небывалых человеческих качеств и отваги.
 
Андрей Рубанов написал настоящую сказку, не фэнтези. Эта история не о Марье, стоптавшей железные сапоги ради птицечеловека Финиста, сказка даже не об Иванах – героях, сломавших свои жизни для Марьи, она о древнем мире славян, о вымершем времени, от которого осталась таинственная, жуткая и красивая легенда. И Рубанов будто не выдумал, а вспомнил то, чего не было.
 
Красивый язык книги, словно воссозданный из мертвого, вживленный в современный темп и меняющий восприятие сознания - перестраивает на свой лад: жизнь нараспев. Структура книги в трех частях, три Ивана, - троичность, положенная сказке, создает необходимую истории окольцовку сюжета. Не надо здесь искать приемов фэнтезийной прозы: пути героя, психологизма, прописанных персонажей, близких читателю. Все по законам жанра: в сказке каждый персонаж – это выражение одного качества, не стоит ожидать изменений характера от начала к концу, здесь сам человек – символ, как и все происходящее вокруг него. Андрей Рубанов, повторю, написал не просто авторскую сказку, он написал историю, от которой веет древностью. И это удивительно для нашего времени, мне кажется, нам сильно не хватает обращения к мифологическому сознанию, дремлющему внутри нас.
 
Посмотрите, какие честные, отважные герои, какими красивыми человеческими качествами наделены все действующие лица. Тоска по цельности берет, по небывалой человеческой мощи, утерянной в мифах, памяти об атлантах.
 
И вроде нет женщин в сказке, кроме упорной Марьи да древней ведьмы, только в конце сказано так глубоко о женском, что с лихвой окупает его отсутствие. «Где же женщины, почему они не играют никакой роли в повествовании», – спрашивают автора. Зачем спрашивать – почти в самом конце книги есть замечательные слова о женской роли, слова, объясняющие и построение сюжета, и распределение женских-мужских ролей и взаимоотношений. Но полагаю, феминистическое восприятие не даст восхититься этой частью сказки.
 
Смотрите, героиня сказки - как будто бы Марья, ищущая Финиста, вокруг нее разворачиваются события, появляются действующие за нее мужчины. Но три части книги рассказываются от лица очередного Ивана, каждый из которых и есть главный персонаж в своей части. Марья же – красная нить повествования и одновременно причина для событий трех главных персонажей. В нескольких рецензиях прочитала, что Марья не прописана, безвольна, бездейственна. И меня дико удивило непонимание. Как тонко сплетена метафоричность сюжета и ее героев, женского и мужского архетипичного, что женщина, из-за которой свершаются мировые события, – это направляюшая сила любви, и Марья прекрасно справляется со своей ролью – она любит и готова стоптать железные сапоги и есть железный хлеб, а вокруг нее и из-за нее рушатся миры и рождается новое время руками мужчин. Тут ведь воспевание женской природы в ее «природном» виде, а не ее умаление.
 
«Всё, что происходит, – происходит из-за баб. Мужики думают, что творят всё сами. Сами воюют, сами пашут, сами зверя бьют, сами брагу пьют, сами врага режут. А на деле – не сами. Это и есть выворот. Чтоб узнать, как устроены штаны, – выверни их. Чтоб узнать, как устроена шапка, – выверни шапку. Чтоб узнать, как устроена скотина, – разрежь ей живот и выверни требуху. Так же и весь мир живой: чтоб узнать, как он излажен, – выверни его, мысленно, и узри сокрытое нутро. Вывернуть – значит выверить, сделать верным. Настоящим. Истинным. Выверни свою судьбу, парень, изучи изнанку. Угляди швы и узелки. Бывает, живёт князь, во славе, в богатстве, в почёте, и его люди за него головы кладут, не задумываясь, – а выверни его судьбу, и увидишь, что бабами и швы прошиты, и узелки завязаны. Так везде. Выверни мужскую природу – там женская. Выверни смерть – там жизнь. Выверни беду – там счастье. Мужик всегда на стороне смерти, у него жилы, у него нож, у него меч, – а у бабы ни ножа, ни меча, только детородное чрево. Потому что баба на стороне жизни… Все, что есть живого и сущего, - продолжала она, - держится на женской силе… Все живое и горячее. Девка малая, тощая, слабосильная, появилась и два громадных народа с места стронула… Мужчина следует за своей женщиной, женщина следует за своей маткой. Выверни матку – там зародыш…»
 
Образы в сказках – всегда шифр, каждый образ – загадка, кубик рубика, которым можно вертеть и так сяк, примеривая к собственной несказочной жизни.
 
Город птицелюдей, как высшая человеческая возможность, усовершенствования порода. Но пик развития – начало вырождения, говорится в книге. И прекрасные внешне, птицечеловеки внутренне уродливее дикарей, живущих на земле. Что есть совершенство – уйти совсем от человеческой природы, питаться лишь солнцем, быть больше птицей, нежели человеком или спуститься на землю, отдать знания людям и наполнить свой род горячей, живой кровью? Красиво ведь.
 
А умирающий змей, кричащий по весне и отравляющий воздух? Его надо бить, но не убивать, чтобы новый не родился. Но в предсказаниях уже написано будущее змея. Те, кто будущее осуществляет – всего лишь жертвы колеса времени или отважные воины, принимающие непростые решения?
 
Для чего сказка в наше быстрое время? Чтобы остановится и послушать голос мира, не через мозг, поглощающий нонфикш, статьи и посты, ни через подкасты и семинары, а через душу. Просто подкормить свое сердце. Если покажется, что звучит это пафосно, мне жаль, потому что сейчас слишком много через ум, а он очень пренебрежителен к необъяснимым душевным волнениям. Попробуйте вернуть себе мифологическое мышление, тишину и сны.
 
Я закрыла «Финиста» и внутри остались сила, красота, смелость, желание летать и смотреть на жизнь так, будто каждый день творится миф.
 
Рецензия на книгу «Финист – ясный сокол" Андрей Рубанов
Изд.: Редакция Елены Шубиной, 2019
 
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или