Снизу вверх

Я помню как появилась на свет. Грубые мужские руки укладывали меня бережно, боясь повредить моё хрупкое тело. Мне приговаривали, какая красивая я буду, как будет любоваться мной царь и его почтенные гости. Меня украшали, выстраивали дивные дворцы, окружали самым красивым.
Я росла, взрослела, вокруг меня росло и менялось мое окружение. Кто-то старел и исчезал с моих глаз, а на его месте появлялся новый знакомый. Кто-то отчаянно молодился и остался со мной на долгие годы. Я оставалась самой красивой, и вокруг меня было только лучшее.
Я наблюдала многие радостные события: пышные празднества во славу царя или веселые свадьбы. Я была безмолвной свидетельницей искренних чувств: любви и ненависти, радости и горя. Молчаливо сопереживая их чувствам, я сама становилась счастливее.
Однажды я видела, как нищенка просила милостыню, а человек в богатых одеждах ударил её и грубо обозвал.
Мне стало жаль несчастную женщину. Я сделала так, чтобы этот грубиян упал перед той, кого оскорбил. Мне показалось, это должно поднять её настроение, но она лишь помогла ему подняться и не сказала ни единого слова. А когда он предложил ей монетку, отвернулась и ушла прочь. Потом она долго смотрела на меня и тихо плакала. Тогда я поняла, что она хорошая женщина, раз может так поступить, и дала ей возможность найти деньги. Вокруг меня всегда было золото и богатства, но я не придавала этому значения. Я хотела общения, а не денег. И её улыбающееся лицо, обращенное ко мне, на секунду сделало меня не столь одинокой.
Я видела события трагические. Как поднимали бунты и проливали кровь. Революционные марши сотрясали моё существо. Я вся болела и сердце мое обливалось кровью.
Я видела, но ничего не могла сделать, потому что мысли людей не были обращены ко мне. Никогда не хотели они спросить совета у той, кто знала правду обо всем, что так волновало их. Поэтому плутали и ошибались, увязали в лицемерии и лжи. Что в сущности одно и то же.
Они стали верить тем, кто предавал их, продавал их, покупал их. Они перестали верить тем, кто открывался им и говорил правду. Правда стала звучать нелепо, ложь слаще. Однажды я услышала странные слова: "ложь во спасение". Ложью можно запутать, но не спасти.
Каждый ищет правду, но кто в действительности хочет правду знать? Редкий человек осмелится приложить усилие, чтобы узнать и принять искренние чувства. Открыто сказать слова любви или неприязни. Все обособились, стали стараться смотреть друг на друга сверху вниз. А ведь сверху немного можно увидеть.
Вот моя собственная мудрость, вынесенная из жизни: хочешь открыть подлинную сущность человека – посмотри на него снизу вверх.
Я всегда смотрела на всех снизу вверх. Первым, что я видела в людях – были подошвы и каблуки их обуви, панталоны и подштанники, а затем подбородки и носы. Когда я стала совсем взрослой, нередко под носами встречались и усы. Иногда кто-то смотрел на меня в ответ, и я могла заглянуть в глаза. Тогда мне и открывались настоящие чувства взгляда, обращенного ко мне.
Эти взгляды, эти чувства, столь открыто и легко отданные не человеку, а мне, простой дворцовой площади, делали, делают и будут делать меня мудрее и крепче. Пусть пройдет еще двести, триста, пятьсот лет – я не изменюсь. Я всегда буду смотреть на человека снизу вверх.