Снова 16: почему подростковая литература так популярна?
По статистике 53% взрослых людей читают популярную подростковую литературу. Писатели тоже обожают Young adult. Почему я в этом уверен? Я – писатель жанра Young adult. Зачем писатели пишут YA и почему читатели читают YA – обсудили писатель и кандидат психологических наук. А теперь еще и ты, читатель.
Литература в общем смысле выполняет три основные функции: обучающую, развивающую и развлекательную. Обучающие и развивающие функции книг мы знаем с детства: по сказкам мы знакомимся с новыми существами, нормами морали, этикой и устройством мира. В школе обучение и развитие выходит на новый уровень в виде учебников, к университету и рабочим будням эта роль книг либо увеличивается, либо нивелируется, смотря что выбрать. Развлекательная роль книг тоже известна с детства, однако в наших реалиях эту функцию скорее выполняют соцсети и киноиндустрия.
Понятно, что любая Young adult книга будет выполнять развлекательную роль для взрослого человека, потому как вряд ли тот найдет в YA-книге принципиально новые сведения. Почему же жанр цепляет? Есть несколько причин:
- Ассоциации себя с главным героем – подростком.
Наверное, большинство людей испытывало состояние отчужденности от «взрослого» мира. Как когда приходишь в МФЦ и не понимаешь, а что тебе здесь делать. Young adult как раз позволяет не «быть взрослым», а выпустить своего внутреннего ребенка порезвиться, будь это фэнтези или драмеди.
- Ностальгия и эмоции.
Когда взрослые люди читают Young adult, то описанные в книге события актуализируют эмоциональные переживания, испытанные в подростковом возрасте. Если эти события связаны с положительными эмоциями, то человеку приятно их переживать еще раз. Возможно, что именно этих переживаний не хватает ему во взрослом возрасте. Если события связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, то человек пытается пережить неразрешенные проблемы того времени, окунуться в них заново, пересмотреть или исправить.
- Young adult легко написан.
«Взрослая» литература балуется мрачностью, тягучестью повествования и нравоучительностью. Это не значит, что вся «взрослая» литература такая. И не значит, что весь YA – нет. Но читатель с куда меньшей вероятностью наткнется на назидательство, если откроет Young adult. Хорошо это или плохо – зависит от целей, с которыми человек открывает книгу.
Young adult помогает разобраться в себе, поднимает важные социальные и личностные конфликты, но делает это легко и без претензии, а еще вызывает чувство приятной ностальгии. Young adult – он как друг детства.
Что привлекает меня как писателя в Young adult? Всё то же самое, что привлекает читателей. Правда, чуть глубже. Все же, писательство – способ эмоциональной саморегуляции, когда человек не просто проговаривает событие, а прописывает его и, тем самым, проясняет для себя и углубляет прожитые эмоции. Я люблю свой подростковый период, так что Young adult – явно для меня.
Кроме этого, конечно, герои YA – подростки, а про подростков писать интересно. Они яркие, активные и вечно в поисках себя, и их юношеский максимализм позволяет размахнуться вовсю. Для меня Young adult всегда свободнее, чем «взрослая» литература, а творчество стоит на фундаменте свободы.
Young adult разрешает и авторам, и читателям признавать себя не-взрослыми, а это дорогого стоит. Young adult всегда в том или ином смысле о взрослении, а мы взрослеем всю жизнь. То есть, Young adult всегда о нас.