Снова о советском кино: предпоследний фильм Олега Даля
Снова о советском кино: предпоследний фильм Олега Даля
Знаете, вот уже второй день хожу и думаю, что если бы в моей жизни не осталась маленькая отдушина в виде советских фильмов, то жизнь вообще могла бы показать унылой и тоскливой. Честно говоря, именно так я смотрю на современное поколение, которые с каким-то упорством сегодня обсуждают современное российское кино, высчитывают рейтинги и кассовые сборы, не понимаю, что за редким исключение, все эти рейтинги и сборы, которые оценивают лишь полные... «отходы жизнедеятельности человека» ...
... по сравнению с предпоследним фильмом Олега Даля, который вышел в первом творческом объединении «Ленфильма» в 1980 году. Автор сценария – Ю.Яковлев, режиссер – Н.Бирман, оператор – Г. Маранджян, художник – Б.Маневич. Сейчас бы, конечно, сказали, что это фильм Наума Бирмана, но если честно, то это интернациональный коллектив. Что стоит подчеркнуть особо. Потому что нет никаких сомнений, каждый из создателей фильма вложил в него свою душу.
Фильм называется «Мы смерти смотрели в лицо!»
Каюсь, я его не смотрел в молодости. В 1980 году мне было 11 лет, и мне больше было интересен полет олимпийского медведя над Лужниками. Если бы совсем точным, то премьера фильма состоялась в 1981 году, но и этот год для меня прошел в детских играх и забавах.
Наверное, это даже хорошо, потому что только в зрелом возрасте можно было по-настоящему понять, что же сделали наши предки. Особенно, в сравнении с ныне обсуждаемым «Слове пацане», где, конечно, хорошо поработали режиссеры второго плана и костюмеры, создав реалистичную картину СССР конца 1980-начала 1990 годов.
Но... и вот тут возникает «но». Я даже не представляют каково было в 1980 году воссоздать с документальной точностью обстановку, одежду и даже внешний вид времен 1941-1942 года, в Ленинграде в период блокады. Голодные лица, снег, гололед, усталость, небывалое напряжение всех сил и ресурсов. «Пацаны» рядом не стояли с той работой.
И вот на этом фоне смерти, искрой жизни проносится танец, который заставляет жить, спасает детей и вдохновляет воинов за защиту страны и отечества. Сама тема достойна была экранизации, и она стала тем свидетельством мужества и героизма наших предков, которые сохранили и защитили для нас с Вами нашу страну, нашу земли и, конечно, же Ленинград.
Конечно, найдутся сегодня подонки, которые пытаясь очернить подвиг юных танцоров, скажут, что мол они танцевали за пайку хлеба. И я отвечу, да, но главное, то не это, а то, что другие люди делились с ними иногда последним для того, чтобы они танцевали.
Наверное, немного поделюсь сюжетом. Фильм основан на реальной истории. В Ленинграде из ребят-танцоров Детского дома пионеров был создан агитационный отряд. Его собрал и возглавил красноармеец, бывший балетмейстер этого дома пионера. Фильм рассказывает о том, с какими трудностями удалось совершить такое. Голод, смерти, бомбежки. И только в титрах сообщается, что эти ребята дали на фронте целых 3000 концертов.
Понимаете, если в Советском Союзе говорили, что фильм основан на реальной истории, то это фильм был именно историей, по которой можно и сейчас изучать историю, а не вот это все, прости господи, про крофффь на асфальте, где достоверны только... одежда актеров.
В общем, рекомендую посмотреть фильм «Мы смерти смотрели в лицо!» Пока еще он есть в интернетах, причем абсолютно бесплатно.
Детям рекомендуется смотреть особо, чтобы потом не говорили: «А мы не знали!» Там есть и про бомбежки мирных жителей, и про обыкновенный фашизм, и про то, что такое хорошо и что такое плохо.
Рекомендую также о Великой отечественной войне свою повесть «Личный подарок Сталина»:
Горжусь тем, что многие считают, что это подлинные записи ветеранов, а также особенно радует, как вытягиваются в злобе лица либерастов, когда они слышат название. Можно даже делать на основе его экспресс-тесты по определению политической ориентации.