Советы - это хорошо, но своя голова - лучше
Длиннопост. Точка зрения не только автора, но и читателя.
Как стать писателем? На эту тему написано, наверное, миллион статей, и примерно столько же книжек. Популярные писатели, а часто и никому не известные личности в подробностях учат других, как надо работать над книгой. То есть, каким должен быть текст, что должно или не должно в нем быть, и что оттуда можно вырезать. Многие впадают в истерику из-за таких слов, как "штамп", "был(а/о/и)", "заместительное", "местоимение". После прочтения очередной статейки бегут на поиски подобного у себя в книгах и тщательно "вычищают мусор".
Но мусор ли?
Давайте разберемся подробнее. В первую очередь, важно помнить, что незнание меры - это гарант неудачи как в писательстве, так и во всем остальном. Перебор - всегда плохо, равно как и недобор. Однако золотую середину никто не отменял. Более того, именно она делает любую вещь достойной внимания и/или использования. Однако найти ее не так легко, как кажется на первый взгляд.
1. Штампы
Что они из себя представляют? В первую очередь, это устойчивые выражения, которые нужны для описания героя или события (роковая женщина, лебединая шея, Москва белокаменная, разнести в пух и прах и т.д.). Сами по себе эти выражения выглядят уместно и способны передать образ или суть. Но, согласитесь, когда 70% текста состоит из "трепетных сердец" или "осиных талий", читать становится невозможно. Однако (!) в умеренных дозах штампы не несут в себе ничего плохого. Почему бы не назвать роковой женщину, которая именно таковой и является? Почему тишина не может воцариться, а к губам нельзя прильнуть? Полное избавление от "штампов" - не лучшее решение. Слова, замененные синонимами, бросаются в глаза сильнее, чем вам кажется. И, наконец, никому не приходит в голову, почему то или иное выражение становится "штампом"? Потому, что большинство признало его наиболее оптимальным для описания той или иной ситуации.
Кстати, властный и самоуверенный герой любовного романа - это тоже "штамп". Однако вы вряд ли найдете роман, где ГГ - простой конопатый студент без гроша за душой или офисный клерк с плешью и пивным брюшком. Сколько бы яду ни лилось на "властных пластилинов", а спрос на книги с такими героями не падает. И если они вдруг исчезнут, то жанр "любовный роман" вряд ли сможет удержаться на той ступени, на которой сейчас находится. Эпическое фэнтези, например, немыслимо без долгих походов и масштабных битв. Детектив - без убийства. Ужасы - без монстров, привидений. Так что некоторые "штампы" необходимы - для передачи образа и/или чувств, для создания атмосферы и/или яркого героя.
2. "Был(а/о/и)"
Кто-то когда-то сказал, что глаголу "был" не место в хорошей книге. Кому-то не понравилось его существование, и он решил убрать сей глагол не только из своей книги, но и из литературы в целом. Пользуясь тем, что является не Васей Пупкиным, а личностью более известной, написал подробный опус о том, "какая гадость эти ваши "были"". А народ что? Подхватил идею и начал активно ее продвигать. В итоге добрая часть писателей отправилась вычищать из своих текстов глагол-паразит.
Тут мы опять же возвращаемся к понятию "мера". Безусловно, раздражителен тот факт, когда в каждом предложении (или почти в каждом) только и видно: "Он был", "Она была", "У них было". Та же самая тавтология, которая не украсила еще ни один текст. Весьма сложно, описывая события, случившееся в прошедшем времени, не употреблять этот глагол. Должно быть, по этой причине увеличился рост книг, где дела творятся в "прямом эфире". В небольших дозах этот глагол еще как удобен. Ведь, по сути, прошлые события не есть, - они были.
3. Заместительное
Автор назвал героя "брюнетом", "парнем", "доктором". Самое время кричать о дурновкусии и напоминать, что у него, вообще-то, имя есть *закатывает глаза*. Этот пункт лично я называю двумя простыми словами: маразм крепчал. Почему вдруг автор потерял право назвать брюнета брюнетом, парня парнем, а доктора - доктором? Лично меня подбрасывает, когда в одном абзаце вижу 10 раз повторенное имя персонажа или кучу местоимений. Вообще не заморачиваюсь на тему заместительных слов, и вам не советую. Нет ничего плохого в том, чтобы мужчина побыл мужчиной, а женщина - женщиной. Необязательно, как на работе, звать всех исключительно по имени (давайте еще и по отчеству, чтобы наверняка!). Опять же, вспоминаем про золотую середину. Нет ничего зазорного в том, чтобы Марья Сергеевна в другом абзаце побыла "учительницей", но когда она является ею в каждом, это уже звоночек. Оптимальный вариант - чередование.
4. Местоимения
В основном это относится к книгам от первого лица. Не являюсь их поклонницей, но все же некоторые оказали на меня большое впечатление. И стала замечать, что авторы начинают массово избавляться от местоимений. Действительно, их обилие режет по глазам, но часто доходит до маразма. Местоимения убираются даже оттуда, где они катастрофически необходимы. Чтобы приводить пример, нужен солидный кусок текста, но, думаю, многие и так сталкивались с подобным феноменом.
Зачем начинать предложение с середины? Вот нафига, пардон, вместо "Я увидела стаю птиц" писать "Увидела стаю птиц"? О ком речь - о ГГ, ее подружке, маме, мимо пробегавшей собаке? Вырезанное местоимение так же бросается в глаза, как дырка в зубном ряду. В книгах от первого лица априори больше "я/мне/мой" и т.д., чем в книгах от третьего. Не надо лепить их везде, но и убирать отовсюду - тоже.
***
Вывод, который я сделала для себя, почитав статьи на тему писательства, а также работы авторов, которые боятся не выполнить то или иное правило "хорошего текста", - все хорошо в меру. И штампы, и заместители, и местоимения имеют свои законные места на страницах любой книги, но в умеренном количестве. Всегда полезно послушать совет маститого писателя, но не следует забывать, что у него свой стиль и своя система. Не надо писать как кто-то, - пишите, как вы. Придумайте свой стиль и свои правила. Писательство - не хирургия, где важна точность. Здесь можно и нужно экспериментировать. А что убрать, автор увидит сам, внимательно читая свою книгу. Советы важны, так как позволяют взглянуть на свой текст с разных точек зрения, но не каждый подойдет именно вам.