Современные российские писательницы в жанре хоррор
Осень — время детективов и ужастиков. Все, от погоды до вездесущей атрибутики Хэллоуина насаждает именно такое настроение. Так что я пришла с очередной парочкой имен (исключительно женских). Сегодняшние писательницы еще и наши соотечественницы, что особенно приятно.
Дарья Бобылёва
Молодая москвичка, пришедшая в литературу через классическую схему: рассказы в «толстяках», премии и попадание в сборники, собственный сборник и вот уже роман. На сегодняшний день Дарья также ловко осваивает и поле совсем новых форматов, типа литературных сериалов на Букмейте.
Я познакомилась с творчеством Бобылёвой в 2019-ом (будто целая вечность прошла, а не 3 года), прочитав рассказ «Секта» в Эсквайре (который теперь Правила жизни). Помню, меня поразило первое предложение о писательнице: «Дарья Бобылёва работает в антикварном магазине (...)». То есть у женщины есть другая жизнь, кроме литературы? Никакого пафоса, слов о вечном призвании и единственно возможном труде? А так можно было? Мне понравилось.
Бобылёва пишет мистику, русский народный хоррор, магический реализм, чисто ужасы и все на стыке, все смежное. Я сейчас не очень понимаю как работает Букмейт и на Прозу.ру не могу зайти (а там писательница выкладывала рассказы, большинство из которых вошло в сборник Вьюрки). Но если вы просто наберете имя в поиске и откроете сайт своего любимого/привычного книжного магазина, легко найдете массу произведений. Собственно, Вьюрки и могу рекомендовать. Русский народный хоррор как он есть, со славянской мифологией + современными атрибутами жизни в нашей стране.
Книги Бобылёвой входят в серию «Самая страшная книга», но очевидно, что определить самую страшную книгу вообще для всех невозможно, серия просто так для кликбейта называется. Вот только этот кликбейт помешал писательнице, как мне кажется. Название серии на обложке Вьюрков было выведено крупно и люди, прочитав, писали отзывы опираясь на будто предложенную издательством тему: а действительно ли это самая страшная книга? Короче, было много негатива. Но книга-то отличная! Да, для кого-то не «самая страшная». А для кого-то вполне пугающая. К счастью, обложку серии сменили. Но как ситуация в литературе это интересный момент, вот как обложка может влиять на мнение читателей и отзывы.
Анна Старобинец
Я бы хотела написать что-то вроде «ну с этой писательницей никого знакомить не надо», но вспоминаю, что сама действительно села и прочитала несколько работ Старобинец не так уж давно. Слышала имя, но на этапе аннотации ничего не цепляло. А вот прочитав книги, погуглив все премии и узнав о писательнице больше, я сразу же встала в один рядок с теми, кто говорит: «Ну это же легенда! Легенда! В представлении не нуждается, все знают уже или все должны знать в принципе».
Так ли это? Ну, вкусовщина, конечно) Но нельзя отрицать, что Анна Старобинец — титулованная писательница, признанная мастерица жанра (не только продажами и любовью читателей, но и международными литературоведами и критиками).
Анна Старобинец из профессиональной журналистки взяла и стала профессиональной писательницей. Вот так, да. Взяла и стала) Отход от канона. В интервью Анна рассказывала, что писала первые рассказы ночами, написала месяца за 3 и отправила по издательствам. Если я не ошибаюсь, это был ее первый сборник «Переходный возраст». Там кроме самой повести Переходный возраст, опубликованы коротки рассказы.
У Анны, как мне кажется, больше психодела (тут мои любимые рассказы — Семья, Агентство) и научной фантастики (Живые). Это самые настоящие классические жанровые рассказы. Критики вечно сравнивают ее со знаменитыми и популярными мужчинами-писателями, типа Кинга и Дика, но я говорила и буду говорить, что Анна Старобинец сама по себе, такая какая есть. Классная)
(а еще писательница работает в других жанрах, автофикшн «Посмотри на него» про потерю ребенка просто топ + детский «Зверский детектив»)
Ну и, не то чтобы я ставила себя в один ряд с этими восхитительными женщинами... Но почему бы парочку своих рассказов не прорекламить, говоря о литературе ужасов))
Вот, например, история с двойным дном о семье, опаздывающей в аэропорт. Незнакомый мужик предлагает им объехать пробку по только ему известному пути. Что за мужик и чем это обернется узнать можно тут — Объездная дорога.
Или рассказ о монстре, живущем в подъезде обычной российской многоэтажки. Героиня — восьмилетняя девочка, живущая в этом подъезде. Свой страх она победит, вот только какой ценой. Одна из десяти.