Создание мира произведения: ответы на основные вопросы

В этой статье я попытаюсь охватить наиболее частые вопросы, связанные с созданием мира произведения. Чтобы избежать многословности, я решила их так и записать: в форме вопросов и кратких ответов на них.

Поехали.

1. Что такое мир произведения?

Говоря по-научному, «мир» — это хронотоп произведения, то есть единство его пространства и времени. Простыми словами — это ответ на вопросы где и когда происходит действие. Все «строительство» мира начинается с этой основы.

2. Оригинальный мир — это так важно?

Если вы хотите написать что-то оригинальное и профессиональное — то да, оригинальный мир, в первую очередь в фантастических жанрах, — это непременное условие. Если вам уютно в рамках фанфикшена, то можно пользоваться существующими кальками.

3. А почему это так важно? 

По двум причинам. Во-первых, логичный, проработанный до деталей мир заставляет ваших читателей в него поверить, а от того, верит вам читатель или нет, зависит, будет ли ему интересно, будет ли он сочувствовать вашим героям, и в конечном итоге — будет он вас читать или нет.

Во-вторых, мир напрямую влияет на персонажей и их действия. Например, если мы скажем, что в нашем мире магия запрещена, то колдуна, вошедшего в деревню, побьют; если она разрешена — воспользуются его услугами; а если в мире магией обладают все, то входа в деревню еще одного колдуна просто не заметят.

4. А если я не буду писать фентези, можно не прорабатывать мир?

В целом, нельзя. Если вы хотите написать историю в жанре реализм, но поместить ее героев, например, в Сеул, — нужно посмотреть, как Сеул выглядит, как там живут люди, а не пытаться выдать за Сеул ваш родной Энск. А это уже и есть проработка мира. 

Еще больше усилий стоит приложить, если вы пишете в жанре исторических эпох: прошлое сильно отличается от наших стереотипов о нем, при знакомстве с серьезной литературой вас наверняка ждет немало сюрпризов.

Меньше всего работы, если вы пишете про «здесь и сейчас» — про ваши родные локации и современность. Но тогда удостоверьтесь, что это интересно стороннему читателю. В интернете полно тектсов типа дневниковых записей, воспоминаний, переписки в чатах, которые, несомненно, важны для их участников, но редко интересны широкой публике.

5. Обязательно ли описывать гигантский мир? Может, мой герой не выходит из комнаты.

Нет, описывать гигантский мир необязательно. Но важно понимать, что даже одна комната героя как-то выглядит; чем-то освещается; в ней стоит такая-то мебель; герой как-то одет; о чем-то думает; что-то делает и т.п. Все это будет определяться «большим миром», в котором эта комната находится, тем самым «где и когда?» Комната современного подростка, покои Альеноры Аквитанской и кабина звездолета — это очень разные комнаты, равно как квартира бизнесмена в Москве будет разительно отличаться от хижины бушмена в современной Калахари. Так что описывать необязательно, но хотя бы в общих чертах представлять «большой мир» нужно.

6. Если браться за мир фэнтези, с чего начать? 

Лучше начать с характера мира. Какой он в целом? Романтичный, жестокий, опасный, таинственный, красивый?.. Характер мира напрямую связан с жанром произведения. Это хорошо видно на примере кино: часто мы можем просто по цветовой гамме кадра, по его компоновке, угадать жанр фильма. Это своеобразный консенсус ожиданий между автором и читателем: каждому миру — свой жанр.

7. Что дальше?

Дальше вопрос магии: есть она в нашем мире или нет. Важно помнить, что магия — это не набор заклинаний и пассов. Это всегда система каких-то принципов. На чем магия основана? Распространенные варианты — магия стихий; магия Истинной Речи (Урсула ле Гуинн); магия, основанная на идеях Равновесия и т.д. Соответственно: кто владеет магией? Все? Немногие? Кто-то один (идея «избранного»)? Магии можно научиться или она врожденная? Если магии учатся, то где и как? Как относятся к магии и магам? Существуют ли какие-либо магические предметы, места, ритуалы, заклинания...

Если магии нет, то что делает ваш мир волшебным, в чем состоит фантастическое допущение, которое лежит в основе всех фантастических жанров? Например, необычные существа (мультфильм «Зверополис) или технологии будущего.

8. А как же вопросы «где и когда?» Как их применить для фэнтези?

Мы к ним как раз подошли.

Когда? Прошлое, настоящее, будущее? Соотносится ли время в вашем мире с земным, будут ли соответствия каким-то эпохам?

Где? В самом общем смысле — похоже на Землю или нет? Например, Средиземье явно похоже (а в Шире вообще английские пейзажи). 

Если хотим забросить героев на непохожую на Землю планету — нужно прорабатывать детали. Какая там атмосфера? Есть ли вода? Каков размер планеты по сравнению с Землей (и, соответственно, какова гравитация?) Как далеко она от звезды, как быстро вращается (отсюда температура днем/ночью, летом/зимой, длина суток и сезонов и т.п.)

Как живут на ней герои? На всей поверхности или только в специальных городах-анклавах? А может, не на поверхности, а под ней? Где они берут пищу, энергию, с какими опасностями сталкиваются?

8. А если похоже на Землю?

Тогда тоже есть о чем подумать. Начнем с природных характеристик мира.

ПРИРОДНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРА

Климат (сколько сезонов, есть ли их смена, как они различаются между собой: например, меняется температура или по принципу «сезон засухи, сезон дождей» и т.п.)

Рельеф — горы, моря, океаны и т.п. Важна также местная топонимика: то, что непосредственно окружает героя, ближайшие географические объекты, которые создают очертания мира и позволяют ориентирваться в нем как читателю, так и героям, и автору. Важно проследить, чтобы эти ориентиры не «сдвигались», не путались, и расстояние между ними не менялось: если путь между пунктами А и Б занимает, например, два часа, то любое изменение этого времени привлечет внимание внимательного читателя. 

Кроме того, элементы рельефа часто выступают в качестве границ мира и/или расселения разных групп его обитателей: в горах одна народность, в долине другая; на одном берегу одно племя, на другом другое и т.п. Горы, реки, леса зачастую служили естественными границами в прошлом, а иногда служат таковыми и до сих пор.

Чтобы не путаться, полезно нарисовать карту мира. Для этого есть специальные сервисы и даже умельцы, которые сделают это за вас. В историческом сеттинге можно воспользоваться картами соответствующей эпохи соответствующего региона. 

NB: Климат и рельеф взаимосвязаны! Учебники географии и географические справочники в помощь.

Флора —  напрямую зависит от климата и рельефа (и типа почвы, который тоже зависит от климата и рельефа).

Фауна — зависит от климата, рельефа, почвы и флоры.

Разумные существа: люди/нелюди, сверхъественные существа, мифические существа, фурри и т.д.

9. Разумные существа — это уже про общество.

Конечно. На очереди: 

СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА

ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА

Кто управляет вашим миром? Какая форма правления существует? Если власть наследуемая — как и кому она передается (старший ребенок, старший мальчик, по отцовской/материнской линии... Что делать, если нет прямого наследника?) Какова расстановка сил, какие элиты существуют (олигархи, жрецы, военные, полиция, чиновники...)

Если власть избирательная, то кто избирает? (Все / только мужчины / только богатые/ только представители определенной расы, касты / только конкретные определенные лица («коллегия выборщиков» — о них сразу вопрос, как избираются/кем назначаются они).

СОЦИОЛОГИЯ

Однородно ли общество? Существует ли социальное неравенство? Если да, то по каким признакам общество разделяется (принадлежность к определенным социальным группам, как индийские касты, высшие и низшие расы (Америка времен рабства), бедные — богатые, мужчины — женщины, приверженцы той или иной религии и т.п.

Каковы отношения между различными группами? Живут ли они вместе или изолированно друг от друга? Враждуют, игнорируют друг друга, одна группа притесняет другую...

Каково отношение  к чужакам? 

ИСТОРИЯ

Как давно существует мир? 

Какие исторические вехи определили его характер? Значимые исторические события в прошлом? Как история влияет на настоящее (например, кто-то испокон веков враждует, кто-то союзник).

Если сюжет произведения разворачивается вокруг этого значимого события, например, войны, опишите это событие для себя как можно подробнее: кто воюет, с кем, почему, у какой из сторон какие интересы и цели (их может быть много), кто чей союзник (тайный или явный), каково соотношение сил, кто верен, кто может предать, кто заинтересован в продолжении конфликта, а кто — в мире. Важно помнить, что стороны конфликта — это не только отдельные люди, но и группы политики, олигархи, правящие элиты и т.д.

МИФОЛОГИЯ

Легенды, герои, легендарные события, влияющие на мировоззрение жителей («Мы потомки такого-то, мы не сдаемся врагу»).

РЕЛИГИЯ

Едино/многобожие, иерархия богов, народная демонология (поверья, приметы, низшие духи — домовые, лешие и т.д.) Существуют ли они на самом деле, или только на уровне верований.

СОСТОЯНИЕ НАУКИ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Общая картина. Похожа ли наука на существовавшую/существующую на Земле? Если да, то примерно какой эпохе соответствует? Если нет — придумываем свои принципы, по которым строится наука, свои технологии (возможно, с применением магии). Как относятся к ученым?

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК

На каких языках говорят жители? Сколько языков? Если языки разные, как  их носители общаются между собой?

Существует ли письменность? Если да, то какая? Как распространена грамотность?

ЕДА

Чем питаются бедные и богатые? Есть ли запрет на какую-то пищу? Возможно, есть какие-то особые деликатесы.

Помним, что еда зависит от климата, флоры и фауны, а также уровня развития технологий: умеют ли долго сохранять пищу? Есть ли искусственные  красители и т.п.

ОДЕЖДА И МОДА

Что носят? Из чего изготавливается одежда бедных, богатых? Как она выглядит? 

Одежда и мода  тоже связаны с климатом, а также флорой и фауной, и отчасти — с уровнем развития технологий. Если одежда из синтетических волокон — значит, есть технология, чтобы их получить. Если из натуральных — значит, есть соответствующие растения и животные, из которых она делается. Если каких-то растений и животных поблизости нет, и сырье привозят — одежда из этого сырья автоматически будет дорогой. Дорогой же будет одежда, изготовленная по сложным и дорогим технологиям — соответственно, по типам одежды можно проводить разделение на богатых и бедных.

АРХИТЕКТУРА

Как выглядят дома? Из чего они сделаны?

Это, опять же, напрямую связано с климатом и технологиями.

НРАВЫ

Шкала ценностей, что считается хорошим и плохим, за что хвалят, какие качества в людях ценят, за что презирают? Ценности — это прямая мотивация для героя, они же (или борьба с ними) определяют его действия, образ мыслей, выборы, которые он совершит и т.д.

Как устроена семья? Матриархат/патриархат? Моно/полигамия? В каком возрасте женятся? Как происходит отбор супругов? Каково отношение к детям (их количеству), как долго длится детство)?

 

ДИСКЛЕЙМЕР

1) Понятно, что список вопросов неполон, и каждый вопрос может повлечь за собой десятки других. Я постаралась скорее обозначить направления, о которых стоит думать.

2) Вам необязательно пригодятся все пункты из этого списка. В зависимости от жанра, на первый план могут выходить разные аспекты мира, например, его природа и связанные с ней трудности, или интриги по захвату или удержанию власти. Другие сферы могут лишь обозначаться в общих чертах.

3) Матчасть не должна быть темой вашего произведения! Копая матчасть, мы зачастую находим множество деталей, нюансов, интересных фактов в той или иной сфере, которыми нам очень хочется поделиться с читателями. Иногда для этого применяется неуклюжий заход: один герой говорит другому «Знаешь ли ты?..» и дальше автор делится своими открытиями. Помним, что матчасть всегда должна быть встроена в канву сюжета и показана лишь в той мере, в какой это необходимо. Иначе получается энциклопедия.

Творческих успехов всем!

 

А как у вас с созданием своих миров? Считаете ли это важным? Пробовали сами их создавать? Что получилось, что нет?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Следующий пост

Пост-знакомство) Добро пожаловать в мой мир!

Здравствуйте!

 

Этот пост — небольшое знакомство. Я немного расскажу о себе, а вы, если захотите — о себе в комментариях. Так и познакомимся)

Я пишу всегда, сколько себя помню. К счастью, в детстве и подростковом возрасте у меня не было компьютера, и...
603