"Стражи миров" Натальи Ильиной


До последней точки дочитана книга "Стражи миров" Натальи Ильиной.
Книга, ставшая в чём-то приятным собеседником. Так или почти так звучало фэнтези из-за рубежа, до которого я в своё время дотянулась после Властелина колец. Великие избранные бродили тогда по дорогам иных миров, неся свой непростой крест и... то ли мир, то ли хаос освобождения.

История девочки Чары, едва перешагнувшей порог пятнадцатилетия, начинается в захудалой деревеньке, примечательной лишь лугом, где крылатые кони (не пегасы, не путай!) выбирают себе всадника - Стража.

Почему именно там - история умалчивает, но это можно счесть несущественной деталью.

Чара, дочь неласковой деревенской прачки и странного, несколько лет назад ушедшего из жизни отца, неистово мечтает попытать удачи в ритуале выбора. Хотя, как известно всем, участвуют в нём только представители знатных семейств.

В принципе, девочка даже готовит для осуществления своей мечты дерзкий план вместе с деревенским увальнем и единственным своим другом. Но план проваливается. А ждать ещё несколько лет до следующего ритуала Чара не готова. Она сбегает из дома, и так начинается приключение длинной в книгу.

Собственно книга разделена на несколько частей, в каждой из которых происходит новый виток сюжета и усиливается его накал.

Внимание! Дальше могут содержаться жирные спойлеры. Я предупредила.

Стилистика

Мне определённо нравится неплохой язык, которым написаны Стражи. Он не особенно изысканный, но определённо чистый, внятный и приятный. Местами речь персонажей прямо расцветает очень живыми, жизненными оборотами. Вот прямо читала и наслаждалась.

Немного напрягала при чтении лоскутность изложения. Местами вполне сюжетно оправданная, но всё же скачкообразная.

И кое-где события скорее описывались, чем проживались персонажами, а это сглаживало накал страстей, по смыслу заложенных в сцены.

Сюжет

Мне понравилось, как связаны сюжетные хвостики происхождения героини и некоторых её способностей. По крайней мере, убер-крутость персонажа имеет своё объяснение.

Мне очень понравилось, как вплетены в сюжет легенды из истории двух миров. И крылатые кони введены в историю очень красиво. Не даром автор сама занимается целой конюшней помимо того же писательства. Понравились мне и определённые зачатки "политических игр" великих домов Ариса как снаружи, так и внутри семейств.

Но всё же есть и некоторые моменты, которые лично для меня стали минусом (не исключаю, что кому-то наоборот это понравится).

1. Некоторая, как по мне, искусственная сглаженность острых углов. Несмотря на то, что в книге убивают немало, все эти моменты (пожалуй, кроме двух, в первой половине книги) скользят по границе сознания, не оставляя ощущения горечи или страха. Как будто всё понарошку, и вот сейчас актёры встанут, отряхнутся, и, пожав друг другу руки, пойдут пить чай.

При этом я не поклонница чернухи и смакования убийств и мучений. И даже сама стараюсь их избегать в своих текстах. Так что, чья бы корова мычала, ага. )) Но, кмк, в Стражах заявлен очень взрослый и вполне жестокий мир, а по факту жестокость в нём ощущается немного игрушечной что ли. Возможно, этот эффект достигается немного репортажным изложением некоторых событий из авторского фокала.

2. Лишние сюжетные линии. На мой взгляд, как минимум два персонажа ближе к концу введены непонятно зачем. Вернее, один - похоже, для полного хэппи энда, чтобы уж точно никто из действующих героев не ушёл обиженным и для некоторого нагнетания (возможно всё будет очень плохо, но это не точно). А второй - то ли чтобы читатель не заскучал при описании дороги, то ли с заделом на следующую книгу.

3. СПОЙЛЕРЫ!
Полный хэппи энд.  Вот прям полнее некуда. Все живы, все по парам, всем в целом хорошо.
Нуу, опять же, может, тут моя вкусовщина, но день победы плохо представляется без "слёз на глазах", без ощущения утрат. А в конце Стражей миров этих утрат не чувствуется от слова совсем. Вопрос кто и чем пожертвовал для достижения цели остался не раскрытым. Разве что душевное равновесие главной героини претерпело большое давление грузом ответственности. А, стоп, два "проходных" Пса пожертвовали собой ради главной героини. Но, опять же, они настолько проходные, что я чуть о них не забыла. Остальные были готовы, но им так и не пришлось.

И если честно (опять моя вкусовщина), вариант "каждой твари по паре" кажется мне немного неестественным, лощёным - таким диснеевским, что ли.

Однако в целом история логична, почти не оставляет оборванных хвостов (кроме одного), и следить за перипетиями сюжета было скорее интересно, чем нет. По моим ощущениям, первая часть ярче и насыщеннее эмоциями, чем вторая. Я вот, правда, очень ждала, когда Чара встретится со своим крылатым. И встреча меня не разочаровала. До мурашек.

Персонажи.

Ну, про двух, на мой взгляд, лишних я уже упомянула, но спойлерить о них не буду.

Чара

Это храбрая, но справедливая девушка. Верная принципам, мечте, любимому и друзьям. Прекрасная героиня без страха и упрёка. Но до момента обретения силы Тане-раас она была больше живым человеком, как по мне. А после постепенно стала скорее дэус экс машина.

Крылатый конь Чары Лунгта

Да, крылатые кони, так же как и ещё один вид, в книге вполне самостоятельные персонажи, умеющие рассуждать, принимать решения, испытывать вполне человеческие эмоции и даже говорить.

Верный, сильный и умный. Увы, во второй части Лунгта был скорее функцией, чем самостоятельным персонажем. Но в первой я к нему очень прониклась.

Рикон-Страж

Не любимый сын своего отца (хотя в сюжете это почти не сыграло никакой роли, кроме объяснения, как он стал Стражем), возлюбленный главной героини без сомнений и вариантов. Смелый и готовый на всё ради любимой. Симпатичный парень, но про него мне было скучновато. Очень по-настоящему, на мой взгляд, проявил себя в моменте нападения на актёров в лесу. Нет, нападал не он. ))

Огги

Ещё один не любимый сын своего отца. Белая ворона в семейном древе великих магов, и почти полный магический пшик. Хороший парень, сумевший подавить зависть и вовремя понять, что важно. Очень понравилось о его семейных взаимоотношениях и порадовало, что Наталья не стала делать из него третью вершину любовного треугольника для главной героини, хотя сперва было ощущение, что к этому идёт. К сожалению, ближе к концу тоже стал больше функцией, чем самостоятельным персонажем и окончательно слился для меня в ненужной любовной линии.

Ликос Крейс и Аарис Фресс - персонажи сильно второплановые, к тому же проявились уже ближе к финалу второй части, но вот как раз их история и даже любовная линия меня тронули и показались вполне достоверными с точки зрения мотивации и характеров.

Особую нежную теплоту я испытываю к труппе актёрки (кстати, всю дорогу не могла понять - ругаться мне на этот феминитив или это отсылка к историческим наименованиям) Триш. Вот их компания оставила ощущение чего-то настоящего и уютного. Единственное, что меня царапнуло - это отношение к труппе бродячих артистов в замке какого-то местного дворянина - как к равным, и даже именование самой Триш леди. Хотя, авторский мир такой авторский. Но больше нигде я не нашла упоминаний о том, что такое равенство возможно, или что упомянутый феодал просто слишком передовой и толерантный.

Злодей - а злодея-то как такового и нет. Даже великие дома Ариса, сперва казавшиеся таковыми, по сути лишь слабо сопротивлялись и грозно бряцали оружием. Под конец глава одного из них, даже наложив на себя специальное заклятие (слово), пообещав убить всех участников большого похода, ни выполнить этого не сумел, ни даже достойно уйти со сцены. Опустил руки, офигев от происходящего, и смирился со своей участью. Так что, за злодея могут, пожалуй, сойти лишь непреодолимые обстоятельства, давившие на Тане-раас.

Итого

Если говорить совсем честно, на полочку шедевров Стражей миров я не поставлю. Но это симпатичная история, рассказанная с любовью и теплом. Да, для меня в итоге вышло слишком сладко и гладко. Однако я уверена, что своего читателя Стражи обязательно найдут. И даже мне (в том смысле, что не всем я оказалась довольна) они подарили немало приятных минут. Тем более, что мне повезло читать книгу в бумажном варианте. За что огромное спасибо автору!