Сверчки и кринолины

Всех поздравляю с наступившим Новым годом!
Пока родные и знакомые расправляются с остатками оливье, я копаюсь в истории костюма и причинах того, почему в разные века носили те или иные вещи.
Казалось бы, что может быть проще: платья — это красиво, потому и носили. Ан нет. Раньше второй половины девятнадцатого века ловить оказалось нечего: многоярусные накрахмаленные юбки и каркасные причёски с мышами не вызвали у меня ничего, кроме недоумения. Как и наиболее хардкорные корсеты, ужимающие талию вместе с органами.
Вот, собственно, мужскими устами из классики:
«Жена Петра Андреича была смиренница; он взял ее из соседнего семейства, по отцовскому выбору и приказанию; звали ее Анной Павловной. Она ни во что не вмешивалась, радушно принимала гостей и охотно сама выезжала, хотя пудриться, по ее словам, было для нее смертью. Поставят тебе, рассказывала она в старости, войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают — не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя — обидятся, — мука!» (Иван Тургенев. «Дворянское гнездо»).
«Лизавета Николавна велела горничной снять с себя чулки и башмаки и расшнуровать корсет, а сама, сев на постель, сбросила небрежно головной убор на туалет, черные ее волосы упали на плечи; — но я не продолжаю описания: никому неинтересно любоваться поблекшими прелестями, худощавой ножкой, жилистой шеею и сухими плечами, на которых обозначались красные рубцы от узкого платья. Всякий, вероятно, на подобные вещи довольно насмотрелся». (Михаил Лермонтов. «Княгиня Лиговская»).
И тут на смену хрустящим слойкам пришли кринолины, широкие юбки на обручах. Намного легче накрахмаленных ярусов, больше свободы ногам. Но их по-прежнему выбирали и покупали родители или муж, а значит такой наряд в первую очередь сообщал о богатстве и знатности того, от кого дама зависела. Комфорт потерпит. Хрупкому и беспомощному существу в «самошевелящихся юбках» требовалась немалая сноровка, чтобы ходить плавно и не сшибать утварь вокруг себя. Обручи не пропускали в двери, не давали удобно сесть, а в сочетании с корсетом — позволяли улететь в обморок прямо с душного банкета.
Моднице следовало избегать огня, колёс и любых работающих механизмов. А также сильного ветра при прогулках на пирсе. Впрочем, успешно спрыгнуть с моста от несчастной любви кринолин тоже мешал — одна особа из Бристоля так и спланировала в новую жизнь.
При этом данный костюм имел и ряд неожиданных достоинств: под юбками девушки прятали уйму полезных вещей, а наиболее ловкие умудрялись обносить дорогие магазины — подвязывали товары к обручам, уединившись в роскошных уборных.
К кринолинам прилагалась шляпа с полями «чем шире, тем моднее», берегущая кожу от безобразного загара и саму даму от возможности маневрировать. Из-за обилия цветов, перьев и лент художественную конструкцию привязывали к голове шифоновым шарфом. Во второй половине 19-ого века настоящий фурор произвели шляпы с чучелами птиц, при изготовлении которых неоднократно использовался мышьяк, от чего пострадали и птицы, и красотки, и сами шляпники.
«Странные шляпки бывают на белом свете! Иная, посмотришь, шляпа как шляпа, а вглядись в неё — целая трагедия: на отогнутых полях, конвульсивно поджав лапы, беспомощно раскрыв клюв, умирает какая-нибудь белая или жёлтая птица, а тут же рядом, «сияя наглой красотой», расцветает букет гвоздики». (Надежда Тэффи. «В магазинах»).
И вот меняется эпоха, женщины получают возможность работать, общество становится более эмансипированным. Сначала все рюши и оборки переползают на зад, образуя турнюр; обручи и корсеты из китового уса уходят в прошлое (киты, наконец, тоже могут вздохнуть свободно), затем, по мере того как дамы осваивают общественный транспорт, юбки поднимаются выше, шляпки становятся меньше, а локоны — пышнее, вынуждая парикмахеров освоить и женскую причёску. Просто приклеить к шляпе пару искусственных прядей, имитируя шевелюру, у красавиц уже не прокатит.
Однако…
Я настойчиво ищу хоть один привлекательный мужской костюм 19-го столетия. Гугл упорно раскидывает передо мной варианты сюртуков с жилетами, рубашек с рукавами навыпуск, штанов в складочку и интригующих лосин. Я пишу ему «мужской костюм 19 век, красивый». Просияв, гугл выдаёт мне нечто визуально приемлемое из последних киноновинок.
В итоге мне так и не удалось найти внятное разъяснение, какое такое эстетическое чувство или необходимость побудили мужчин на протяжении нескольких веков повально наряжаться в костюм сверчка…