«Таканаку» или «Когда женщины дерутся…»

Курьезные традиции нового года в Южной Америке.

Вот и прошли Новогодние Торжества! С наступившим вас дорогие дамы... Надеюсь вы много не пили и сильно не дрались. Нет, я серьезно! Драться надо только на трезвую голову!

До того, как я расскажу о довольно занимательной части новогодних праздников в Перу, позвольте мне немного посудачить о боевых искусствах вообще и драке в частности. С засильем, повторяю, с засильем, восточных единоборств, принято считать, что драться при помощи кулаков и сподручного кухонного инвентаря умеют только китайцы, а профессионально владеют холодным оружием исключительно японцы. Полный бред! Лучшими как в рукопажке, так и в клинковом бою были европейцы. Бесспорно! Об этом свидетельствует и тот факт, что не китайцы и не японцы покорили Америку. Ими была дюжина испанцев. «Фортуна!» возразите вы. «Бедные индейцы были слабее» … Ерунда! Я уже не раз упоминала, насколько физически сильны и выносливы индейцы по сравнению с европейцами. «Испанцы владели неизвестным для индейцев огнестрельным оружием» - заявите вы - «Против изощрённого военного искусства завоевателей, Инки не могли противопоставить свою примитивную технику». Тоже ошибочка… Инки «стреляли» пращей с такой силой и меткостью, что долгое время археологи, изучая пробитые черепа, были убеждены в том, что те тоже владели огнестрельным оружием… Но об этом подробно в иной статье. Моя речь в пойдет об умении драться, вернее, о драке как о части культуры.

«Таканаку» или «Когда женщины дерутся…»
 

Ритуал под названием «Таканаку».

Его родина – цитадель Империи Инков – Куско. Провинция Чумбивилькас. Это в горах. Путь в провинцию на хорошем внедорожнике составит порядка девяти часов. Но туда стоит съездить хотя бы потому, что именно эта часть Куско была источником золота. Сразу замечу, жители Чумбивилькас не являются потомками Инков. Они называют себя народом Чанка и, если вы их расспросите, гордо расскажут, как они боролись с испанцами, инками и вообще… со всеми. Да, они любят подраться к тому же эти территории никем не управляются. В этой провинции Куско нет ни полиции, ни правительства… Кулачному бою в Чумбивилькас обучаются еще с детства и жители прекрасно представляют, что такое расчёт при ударе, скорость, дыхание, выносливость. Короче, они весьма профессиональны для того, чтобы опускаться до деревенского мордобоя коим с древних времен славилась Россия. В чем же заключается Таканаку? Это ритуал при котором… ам… как бы это выразиться в доходчивой форме… решаются все накопленные за год обиды. Кулаками. При чем не только мальчики сбрасывают лишнюю порцию тестостерона, но девочки. За два дня до «разборок» в деревнях народ хорошо кушает и пьет. В день боев все собираются уже протрезвев. Само «собирание» - это шествие под музыку «виолин» и танцы. Те, кто когда-либо изучал любые народные танцы знают, что они изначально были своего рода выражением боевых качеств танцующих. Проще говоря, танец – это разминочный вариант боя. Во время шествия, все участники двигаются так, чтобы мышцы и связки были хорошо разогреты… Довольно занятное зрелище.

 
 
«Таканаку» или «Когда женщины дерутся…»

 

Одежда. В какой-то степени можно предположить, что испанское влияние все же дошло и до этих мест. Об этом напоминает «синчон» – широкий вязаный пояс наподобие фахи, и кожаная куртка с высокими «пиратскими» ботфортами. То, что совершенно определенно принадлежит коренной культуре – это маски. Их вяжут из разных по цвету лоскутков и они одеваются как шапки, но при этом полностью закрывая лицо, подобно современным «лыжным» шапкам. При чем цвета и знаки на масках соответствуют символам определенной деревни и семьи. Разумеется, в эпоху Империи Инков бойцы закрывали лица масками без всяких опознавательных знаков, ибо нападали они обычно на дорогах как разбойники… Знакомо, не правда ли? Поверх маски одеваются дополнительные атрибуты тотемов: волчьи или оленьи головы, шкуры пум и ягуаров, крылья соколов и грифонов… Бой начинается с обнимания соперников. Обниманием же он и заканчивается. Как происходит сам бой? Голый кулак и никакой протекции. Стиль напоминает римский кулачный в купе с тем, что привезли с собой испанцы – французский сават, который к 16му веку служил дополнением профессионалам фехтования. Хотя, умение «владеть ногами» известно у индейцев с древних времен и здесь я не буду спорить о том, является ли нынешний стиль заимствованным у конкистадоров. Проще говоря – это профессионально интенсивный уличный бой! Как я уже упомянула, дерутся не только мужчины, но и старики, женщины и даже дети. За выполнениям правил боя следят четыре судьи, при чем в руках у одного из них имеется кнут. Бой идет до нокаута или падения одного из соперников… не зависимо от возраста и пола… Таканаку – это своего рода судейская система, коя существовала в старые времена и в Европе. В Чумбивилькас нет юристов и «бумажных крыс». Всё решается прилюдно, раз в год, за неделю до Нового Года. Теперь представьте себе каково было конкистадорам воевать с таким вот племенами! На последок, надо заметить, что зачастую шествия и пирушки находят место в зданиях церквей. Народ просто заваливается в церкви по пути, не снимая маски и тотемные атрибуты. Возможно, это звучит оскорбительно для христиан, но индейцы таким образом «противопоставляют» свою культуру культуре захватчиков. Многие публичные ритуалы имеют второе значение – насмешка над христианскими канонами.

В заключении

Я понимаю, что с точки зрения «развитого» человека, то есть жителя цивилизованного и вполне обеспеченного общества, традиции индейцев кажутся дикими. Но они оправданны. Прикиньте сами: 1. Пространство труднодоступных гор более 50ти тысяч км в окружности, где население рассчитывается 1.5 человека на кв. км. 2. Полное отсутствие правительства и полиции. 3. Существование исключительно за счет собственных ресурсов. Поживите в такие условиях!

Теперь о Таканаку. 1. Это не базарное зрелище, а кулачный поединок. 2. Проводится один раз в год, то бишь у вызванного на поединок есть возможность к нему подготовиться. 3. Бой имеет жесткие правила за соблюдением которых следят аж 4 человека.

Правила: упавшего не бить, за волоса не таскать, лицо и глаза не царапать. 4. Бой идет до нокаута или падения. Если вы плохо понимаете, что это значит, поясняю: если драться нет желания, а вас вызвали на поединок – упадите… и в следующий раз попытайтесь не нарываться на «вызов» 5. Кстати, вежливость дворян была сформирована именно дуэлями «за оскорбление». Индейцы гор чрезвычайно вежливы. Наверное, потому, что существует традиция «Таканаку». У вас, наверное, найдется аргумент вроде «если я сильнее того, кого обидел/оскорбил» буду ли я боятся «дуэли»? Конечно нет. Но на это, как и старые времена в Европе, существует «карусель». Сильного задиру имеют право вызвать на бой до нескольких тысяч человек и одиночные поединки могут длится днями…. Подумайте, над последствиями!

Повторяю: Таканаку – это система правосудия со своими правилами и историей. Да, она дика и жестока, но поживите среди индейцев и не только Перу и вы поймете, что нет самого вежливого и мирного населения на планете… если в них пальцем не тыкать.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий