Тоталитаризм масс

     Интересное наблюдение, которое сложилось у меня за годы пользования всевозможными социальными сетями и сайтами. Вспомнил я об этом буквально на днях, когда задумался о том, как вставить ссылку на сторонний ресурс в сторис Инстаграма. Я выяснил, что данная функция появляется исключительно, когда на твоей страничке появляется 10 000 подписчиков. У меня тут же триггернуло и начались вьетнамские флэшбэки о том, как мы настраивали YouTube-канал, как мучились с Twitch и так далее. Ведь абсолютно все социальные сети работают следующим образом – ты популярен, мы сделаем тебя ещё популярнее. А если ты не популярен, то сиди в своём болоте и не квакай. При этом, со всех сторон раздаются восторженные возгласы о возможностях и равных условиях. Интересно, подумалось мне. Что-то это всё напоминает.

     Итак, кто не знал, тот же Твич (простите, отсюда и далее я больше не буду переключаться на английскую раскладку, чтобы написать название ресурса или блогера, это дико утомляет) отбирает у тебя, как у начинающего стримера ряд функций, которые пригодились бы тебе именно сейчас, когда ты только начинаешь. Они отдают тебе эти функции потом, когда и, если ты наберёшь необходимую популярность. Эдакая игрофикация процесса. Инстаграм разрешает тебе вставлять ссылки на сторонние ресурсы, только если у тебя есть 10 000 или больше подписчиков. Ютуб вообще не понятно, что делает, он в последнее время болен и не лечится. Фейсбук постоянно пытается сделать из твоей странички магазин. Суть в том, что каждая социальная сеть искренне считает, что за её пределами интернета нет. Но если ты популярен, то она согласна признать, что всё же другой интернет существует. А как получать популярность? У меня есть одна теория и сейчас я вам её скажу.

     Обратите внимание на популярных людей в интернете (приведу в пример блогеров на Ютубе, так как они на слуху). Чаще всего они делятся на два типа: 1. Люди, ставшие популярными на заре Ютуба: Евгений Баженов, Снэйлкик, Хованский, Вилсаком, Обломов, +100500 и другие. 2. Люди с продакшеном, то есть те, в кого вкладывают деньги: Влад А4, Большой Русский Босс, Дудь и так далее. То есть, либо тебе повезло начать заниматься созданием контента с 2009 по 2015 (да, 2015 это был уже последний вагон уходящего поезда), либо в тебя вкладывают много денег. Все остальные, кто стал более или менее популярным в интернете, либо уже имеют какое-то имя, либо достигают определённого потолка и дальше никак. Обратите внимание, даже известный Артемий Лебедев, достиг 500+ тысяч подписчиков за очень короткий отрезок времени и забуксовал. Это же касается и остальных. Однако, я отовсюду слышу прохладные истории о том, что Ютуб пустой, заходи не хочу и твори, твори, твори. То же касается любой другой деятельности, в том числе и подкастов, которыми мы занимаемся уже 2 года. Но, к сожалению, так не работает, иначе всё давно уже было бы заполнено по самые края. У нас много интересных и талантливых людей, которые могли бы и хотели бы вещать на большую аудиторию, но всё работает иначе.

     Условия равные, равные возможности. Так нам говорят отовсюду, так мы привыкли думать. Так думает каждый, кто затеял создавать что-то, будь то блогинг, написание статей, писательство, запись подкастов, написание сценариев или режиссура. Все мы искренне верим в равность шансов и возможностей. К сожалению, это сказка, очень популярная, красочная сказка. Только вот в ней намёк, добру молодцу (молодцухе, хз какой тут должен быть феминатив) пинок, а не урок. Нет никакого равенства шансов, не нужно себя обнадёживать. Как нет и равенства в получении образования, жизни и так далее. Не может быть никакого равенства в мире, где рулит капитализм. У кого-то денег больше, а у кого-то денег меньше – вот и всё, равенство ВЖУХ и испарилось, как карандаш в фокусе Джокера. Так-то условия для всех одинаковые, так-то все равны, но на деле, условия можно и пересмотреть если есть деньги – все равны, но некоторые ровнее. Если есть деньги, то можно раскрутиться быстрее, если есть известные друзья, опять же можно быстрее раскрутиться. То есть, как-то уже никакого равенства нет. Да, вы можете сказать, что кто-то делает хорошо, а кто-то плохо. Безусловно, бывает и так, однако неужели вы ни разу не встречали такого, что человек делает очень здорово, но у него три сотни подписчиков и канал не растёт? Или может вы читаете человека на любом из популярных самиздат-площадках, он пишет здорово, но его читает три человека. Музыкант, который делает хорошую музыку, но он не популярен. Подкаст, который не говорит о сексе, бизнесе или образовании (это самые популярные темы подкастов, хз почему, видимо люди слушают о том, чего у них нет), интересный, но слушателей мало. И вы искренне удивляетесь, а почему так? Почему человек, или ребята делают классно, интересно, но он\она\они не популярны? И тут дело не только в капитализме, который ломает изначальные равные условия. Но и в народе, он же демос.

     И тут мы попадаем в обсуждение демократии. Казалось бы, внезапно, но на самом деле нет. Как работает демократия, не как нам рассказывают, как она работает, а как она работает на самом деле, без воды, по сути. 51% людей проголосовал, что начиная с первого ноября все будут ходить без трусов, значит с первого ноября все будут ходить без трусов. Всё. Желания большинства важнее, чем желание меньшинства, а то, что это меньшинство, по сути, половина населения страны (мира) – никого особо не парит. Так же работает и потребление-оценка контента, то, что популярно у большинства, то и считается хорошим. В дни моей юности это называлось ширпотреб, сейчас это называется популярным контентом. К сожалению, массовость убивает искусство. Чем популярнее какое-либо произведение, тем быстрее оно убивает остальное, что претендует на внимание общества. Примеров масса. Популярный сериал «Игра престолов» был гениален довольно долгое время, был популярен по всему миру. Его популярность убила финальный сезон (хоть я и не считаю его совсем уж плохим, стоит посмотреть, как сам Мартин закончит свою сагу, а он хитрый старик, так как #чтоугоднолишьбынеписатьветразимы). В литературе, ЛитРПГ, бояръ-аниме, попаданцы – очень популярны, настолько, что если ты пишешь что-то другое, то твоя работа не нужна. В музыке, если ты делаешь не рэп – ты никому не нужен. Если массовость заставляет творцов работать в популярном жанре – это смерть любого искусства. Да, конечно, в этом есть и вина самих создателей, в погоне за вниманием потребителей, они занимаются слепым копированием друг друга загоняя себя в мрачный тупик. И в этот самый тупик идёт и всё остальное искусство, ну или то, что претендует на то, чтобы им быть.

     Выбирая контент для потребления, мы с вами голосуем рублём (чаще всего), таким образом поддерживая тот или иной контент, тех или иных авторов. Так работает демократия – люди выбирают то, что им нравится. В итоге, всевозможная откровенная фигня становится очень популярной. Да, мне придётся это сказать, простите меня, но – люди чаще всего выбирают фигню. ТикТок, Моргенштерн, песня из сериала «Ведьмак», «Игра в кальмара», подкасты про секс, бесконечные задницы в Инстаграм, попаданцы и попаданки. Прошу прощения, но это фигня (в массе своей, безусловно есть и хорошие представители), и я называю это фигнёй, не потому что хочу кого-то оскорбить, а потому что называю вещи своими именами. В моей молодости это называли свободой слова, сейчас это превратилось в мнение.

     Спасибо, что прочли. Простите за сумбур, не слушайте никого в том числе меня и выбирайте только то, что именно вам по душе.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий