"Тревожные люди" (2019), Фредрик Бакман
Новая книга шведского мастера современной психологии получилась неким попурри из всех его работ: немножко комедия, немножко драма, чуть-чуть детектив и слегка триллер. В самом начале, не скрою, я даже заскучала от того, как предсказуемо и пресно прорисованы события и персонажи. Среди героев снова какие-то пенсионеры (да, неизбежно трогательные в своем брюзжании - Бакману здорово удается этот трюк, но все же); снова семейные пары, источающие то ли усталость друг от друга, то ли трансформированную за десятилетия совместной жизни любовь; отношения отцов и детей, когда по одну из сторон обязательно кто-то страдает от пагубной зависимости - иными словами, все, как всегда.
Но в какой-то момент я вдруг поняла, что писатель как будто играет со мной в "колпачки": я пребываю в полной уверенности, что тут мне понятно и там я все знаю, а на поверку-то оказалось, что я ошиблась - и раз, и два, и ... много. После первого раза внимание к сюжету обостряется, после второго - улыбаюсь, а дальше я как будто надеваю стерео очки и персонажи становятся интересными и, как это обычно и бывает с героями Бакмана, практически родными людьми.
Действие романа разворачивается в небольшом шведском городке. Группка людей, по несчастью оказавшихся в заложниках, обречена на то, чтобы провести в обществе друг друга почти целый день, поэтому хотят они этого или нет, им предстоит узнать друг о друге больше, чем некоторые могли бы, прожив с человеком полжизни. Эта история далека от сюжета "Belcanto" Энн Пэтчетт, зато своим трагикомичным мотивом очень напоминает рязановский "Гараж". Как всегда, Бакман пользуется излюбленным приемом и "сплетает косичку" из трех выбранных сюжетных линий, избито, но почему нет, если это хорошо? Как говорила моя учительница французского "Ce n'est pas banale, c'est classique" ("Это не банальщина, это классика").
Если верить СМИ, то позавчера отмечался Всемирный день доброты. Так вот, книга "Тревожные люди" вполне могла бы послужить гимном этому дню - все вопросы получили ответы, все гештальты закрыты и, знаете, как в красивом математическом примере (я очень любила такие) - все непонятные нагромождения с корнями, с дикими дробями и прочим "страхом" в числителе и знаменателе в конце концов сократились и получился ответ из какого-то очень красивого простого числа, аж душа поет, как радостно. И вот в книге Бакмана "в сухом остатке" после решения всех его уравнений остается именно доброта.
А еще, поскольку в книге события происходят ровнехонько под Новый Год, я бы сказала, что роман может послужить хорошим новогодним подарком. По крайней мере, настроение после прочтения - самое что ни на есть подходящее.