Творческая задача чтеца
Всем привет!
Сегодня мы расскажем вам о самых–самых базовых принципах озвучивания книг. Забавно, что зачастую в подобных материалах от коллег мы встречаем фразы из разряда «Главное – увлечь слушателя» или «Есть много инструментов выразительности для чтеца книг». Но при этом по сути дела почти ничего не говорится.
Поэтому сегодня мы исправим это досадное упущение и расскажем, на какие базовые приемы опираются чтецы студии «Новелла».
Во–первых, получив книгу в работу, самое главное – поставить себе творческую задачу исходя из жанра произведения, авторского замысла и стиля, обстоятельств книги и особенностей конфликта и взаимоотношения героев (последний аспект актуален для художественной литературы).
А теперь давайте пройдемся по различным жанрам, чтобы понять, как это работает.
Если это нон–фикшн, например, книга о психологии, то задача – это информирование. Соответственно, чтец, основываясь на здравом смысле и логике, находит ключевые моменты в тексте, главные тезисы и выводы, к которым подводит читателя автор, и акцентирует внимание в первую очередь на них. Подача чаще всего выбирается неторопливая, в среднем темпе, и довольно спокойная. При подготовке к озвучке не помешает посмотреть выступления, видеоролики экспертов, спикеров по тематике книги. Не для того, чтобы скопировать, а для понимания того, как преподносится подобная информация аудитории.
Если это детская книга – мы выбираем добрую, располагающую, душевную подачу, ведь наша задача – рассказать историю самым юным слушателям.
Для любовного романа выберем романтическую, теплую, трогательную подачу с целью показать любовные перипетии героев.
Для детектива – в меру напряженную, вкрадчивую подачу, ведь мы ищем преступника!
В книге с большим объемом экшна и боевых сцен мы выберем быстрый темп, будем периодически повышать тон, да и вообще своим голосом постараемся буквально метать гром и молнии, дабы передать весь накал страстей.
Пожалуй, дальше можно не продолжать. Суть ясна. Жанр, авторский стиль, авторская задумка во многом предопределяют то, как чтец будет озвучивать произведение. И подача чтеца должна полностью соответствовать канонам жанра. Поэтому так важно перед началом работы ознакомиться с материалом, чтобы изначально правильно поставить перед собой творческую задачу.