Удивление перед жизнью
Когда у нас выбило почву из-под ног в конце февраля, я писала посты об использовании эмоций в творчестве, и на эти посты пришло много людей. А потом, когда стало все поспокойнее, эти многие люди начали уходить, ведь одно дело, когда есть более-менее понятная практика для кризисных моментов, другое дело, когда тебе говорят о неведомых «высших целях», ответственности за культуру и пространство, становлении нового человека и все это мутное, сложное ради такой несложной штуковины как писательство.
Вообще, это общее наблюдение: когда люди теряют привычные ориентиры, они начинают искать нетрадиционные подходы к проблеме. Неудивителен всплеск интереса к эзотерическим и религиозным знаниям во времена пандемии и сегодня. Это не повод поглумиться, как делают многие в интеллектуальных кругах. Интерес к подобным знаниям отражает стремление человека выйти за привычные рамки жизни и самого себя, потому что ему внезапно стало в них некомфортно. А потом, когда жизнь входит в привычную колею, человек возвращает себе свое привычное «все в порядке» и перестает искать знания за пределами своих смешных социально-обыденных представлений о мире и о себе. Закуклился в нежизнь.
Так вот момент потрясений – мировых, личных – для подавляющего большинства – единственный шанс на хоть какое-нибудь пробуждение от элементарного факта, что социальная, психическая жизнь являются иллюзией, тюрьмой, метафорой к жизни. Для творческой личности жизнь в подобных иллюзиях страшна ограничением творческих возможностей. Я приведу цитату психотерапевта А.Маслоу из книги «Дальние рубежи человеческой психики»:
«Представим себе, что кто-то изучает медицину и препарирует человеческий мозг. Несомненно, если этот студент-медик не воспринимает мир как нечто целостное, то он и не испытывает должного трепета, исследуя мозг лишь как анатомический объект, и его исследованию будет недоставать чего-то очень важного. Открытый для ресакрализации (желание и готовность посмотреть на человека «как на нечто вечное», как нечто целое, неделимое, святое, бессмертное, имеющее символический смысл) человек увидит эту часть организма в свете его священного предназначения, поймет, что он символизирует, постигнет мозг и свои действия над ним как логическую формулу, воспримет как нечто возвышенное и поэтическое»
И тут же Ф.Ницше:
«Некогда хороший музыкант едва ли не ради своего искусства должен был стать хорошим человеком. – А нынче!..»
Обыденного человека потрясения личного характера (предательство, развод, потеря работы, смерть близких и тд) способны направить на поиск знаний. Но целью он ставит себе возвращение личного комфорта, достижение маленьких целей вроде успеха или благосостояния. Творческий человек может и должен хотеть познать мир не ради того, чтобы написать книгу получше, а потому что он жаждет этого познания, потому что интерес к жизни, к другим толкают его на открытия. Мне могут сказать, ну века философии, религий и психотерапии уже все открыли, мы уперлись в стену. А я скажу: дело не в том, чтобы накачать голову знаниями, а в том, чтобы знания применить, чтобы не умом знать, но душой. Чтобы БЫТЬ, а не ЗНАТЬ.
И если спуститься к более частному случаю – культура и искусство сегодня – то речь идет не о том, чтобы замудрить книгу, картину, музыку премудростями, а чтобы суметь передать СОСТОЯНИЕ собственного бытия. Новое искусство – про состояние жизни. Жизни, которую мы открываем для себя все глубже, все дальше, и нет и не может ей быть конца. Она полна тайны, сакральности, неизведанного, удивительного. И сам человек необъятен на возможности, трансформацию, совершенствование.
Не стоит дожидаться потрясений, можно начать раскачивать себя на трепетное отношение к бытию уже сейчас. И вот тут я пропущу манипуляцию: какие произведения искусства вы сможете создать в таких состояниях души и сознания!