Ушлость и тонкий троллинг времён викторианской эпохи
Пока работала над "Иерофантом", волей-неволей изучила быт лондонцев в конце викторианской эпохи. Ушлости им было не занимать! Продажа баллад на метры (точнее, ярды) и младенцы напрокат - самое невинное из тех ухищрений, на которые шли бедняки, чтобы хоть как-нибудь подзаработать.
Баллады, продававшиеся рулонами, были чудовищны. Песни о матери, ослепившей родное дитя с помощью двух тараканов, или о хозяевах, моривших голодом служанку, или о девятилетием мальчишке, зарубившем крошку‑сестру, - вполне обычное явление для той эпохи. Роскошный антураж, о котором мы обычно вспоминаем при словах "викторианская эпоха", был свойственен богатым слоям общества, а в "низах" вовсю процветали самые тёмные стороны человеческой натуры.
Продажа порнографии под запретом? Купите пучок соломы - и получите в нагрузку пикантные картинки "и у кровати, и на кровати, и под кроватью!" (ой, не так ли в ларьках у нас продавали спички?))
Бизнес не пошел? Самое время топиться в озере. Серийное самоубийство - тоже неплохой заработок. Порнушка в обложках религиозных трактатов, фальшивые нищие - и, конечно, детский труд и жестокое обращение с животными.
Жаворонки из грязи
Именно так звали ребятишек, которые зарабатывали собиранием мусора по берегам Темзы во время отливов. «Жаворонки» проживали в домах неподалеку от реки. Дождавшись отлива, они спешили к берегам и, закатав штаны по колено, забирались в холодную грязь.
Задача заключалась в том, чтобы собрать как можно больше мусора, который оставался после кораблей. Это были угольки, обрывки веревок, кости и медные гвозди, иногда ржавые ножи и молотки. Свои находки мальчишки продавали старьевщикам, которые перерабатывали мусор – например, варили клей из костей. А угольки можно было унести домой для растопки камина.
Счастливы насильно
Лондонцы любили посмотреть на живность. В середине XIX века в столице появился новый тип зверинца под названием «счастливое семейство». Дело в том, что некоторые христиане были слишком нетерпеливы, дожидаясь наступления нового мира, обещанного Библией, когда волк будет пастись вместе с ягненком. Может, стоит немного помочь естественному ходу истории? Да и интересно очень. Суть нового зверинца заключалась в том, чтобы засунуть в одну клетку тех животных, которые в природе охотятся друг на друга, и приучить их к мирному сосуществованию.
Виды животных и птиц, составлявших «счастливое семейство», зависели от мастерства дрессировщика. Генри Мэйхью пишет о дрессировщике, у которого в одной огромной клетке обретались 3 кошки, 2 собаки (спаниель и терьер), 2 обезьяны, 2 сороки, 2 галки, 2 сойки, 10 скворцов, 6 голубей, 2 ястреба, 2 домашние птицы (вероятно, гуси или утки), 1 филин, 5 обычных крыс, 5 белых крыс, 8 морских свинок, 2 кролика, еж и черепаха.
Такие вот жестокие развлечения. Кстати, знаменитая лечебница Бетлем (более известная как Бедлам) одно время устраивала платные экскурсии для лондонцев, желавших посмотреть на несчастных умалишённых. Именно в такую ситуацию попала одна из героинь романа - китаянка Кван.


