В поддержку писательниц подросткового фэнтези
Недавно на сайте reddit был пост, в котором обсуждались слабая представленность женщин-писательниц в эпическом фэнтези и распространенное представление, что женщины, пишущие в жанре фэнтези, пишут либо городское фэнтези, либо книги для подростков.
Пост повлек за собой длинное обсуждение – интересное, но наводящее тоску – в котором отмечалось, что книги в жанре боевого фэнтези только по причине того, что написаны они женщинами, получают обложку а-ля "любовный роман". Обсуждалось также давление на писательниц, заставляющее их переходить в подростковое фэнтези, а писательница Дженни Вурц настойчиво рекомендовала начинающим писательницам эпического фэнтези использовать свои инициалы или гендерно-нейтральный псевдоним.
И тут я задумалась о писательницах фэнтези и о связи эпического фэнтези с подростковым. Т.к. я сама пишу подростковое фэнтези, сам по себе тот факт, что женщины пишут в этом жанре, мне не представляется проблемой, и мне кажется несколько оскорбительным, когда люди считают книгу плохой только потому, что она подростковая (очевидно, такие люди никогда не читали книги, подобные Shadow and Bone и The Winner's Curse). Т.к. считается, что подростковая литература – это "для детей", точнее "для девочек", она стала тихой гаванью, где начинающие писательницы могут получить такие аванс, бюджет на маркетинг и внимание, о которых они могли бы только мечтать, если бы писали эпическое фэнтези. Но вместе с этим возникло представление, что женщины должны писать только фэнтези для подростков, и т.к. эти книги пишут и читают в основном именно женщины и девушки, в глазах многих читателей это обесценивает подростковую литературу в целом. В общем, писательниц вытесняют в другой жанр, а затем воспринимают их менее серьезно, поскольку это "женский" жанр.
"Настоящие" же писательницы, как нам говорят, будут бороться за то, чтобы писать эпическое фэнтези, но давайте посмотрим правде в глаза: при этом они получат весьма слабую поддержку и навряд ли добьются успеха.
Эта искусственная дихотомия – "продавшиеся" писательницы, которые пишут "плохое фэнтези" и становятся успешными, и писательницы, которые пишут "хорошее фэнтези" и остаются незамеченными – мягко говоря, раздражает. Почему нам приходится защищать писательниц словами "Это не подростковая литература!" и "На самом деле, это хорошая книга!", как будто подростковая литература – это отклонение от нормы? Почему женщинам приходится чувствовать, что они предают фэнтези, когда пишут книги для подростков, по собственному ли выбору или в отсутствие альтернативы? Почему женщинам приходится определять себя как "не таких, как другие писательницы", если они хотят преуспеть в эпическом фэнтези?
В издательском бизнесе Великобритании сектор подростковой литературы, а тем более подросткового фэнтези, развит слабее, чем в США. Собственно, книги, которые в США посчитали бы подростковыми, тут могут публиковаться как "взрослое" фэнтези. В каком-то смысле, это хорошо, т.к. женщин не вытесняют в подростковую литературу. Но также это значит, что для женщин оказывается потерян поджанр фэнтези, где их не задвигают автоматически на задний план. И писательницам эпического фэнтези, и писательницам подросткового фэнтези приходится сталкиваться с такими проблемами, как слабые пиар и представленность на полках магазинов.
Как вам известный случай с магазином Waterstones, в рекомендательной брошюрке которого упоминались 113 авторов фэнтези и научной фантастики (все из них – белые), из которых только 9 были женщинами?
А когда Джульет Э. Маккенна спрашивала сотрудников магазинов, почему они рекомендуют преимущественно авторов-мужчин, те ей отвечали, что "женщины не пишут фэнтези". Надо полагать, они понятия не имели, что разговаривают с писательницей фэнтези.
Или давайте посмотрим на Премию Дэвида Геммела: за все годы существования премии с 2009 г. только одна женщина стала ее лауреаткой.
Иллюстрацией того, насколько "редкими" считаются женщины в эпическом фэнтези, может служить ситуация в местном магазине Waterstones: в их секции фэнтези есть выставочный стенд "Нам нужно больше многообразия", что несомненно является прогрессивным шагом. Но многообразие в литературе – это когда авторы из разных социальных и этнических групп пишут книги о персонажах различных рас, ориентаций, гендерных идентичностей, о персонажах с инвалидностью... Большинство представленных книг не соответствуют этим критериям. Многие написаны белыми писательницами, поскольку те считаются меньшинством (к тому же, кураторы, надо полагать, не знали, какие еще книги можно включить).
Конечно, есть кое-какие позитивные изменения: недавно, например, я видела выставочный стенд с новыми книжными сериями, где, без указания на это, были представлены только книги, написанные женщинами. Но этого далеко не достаточно.
Кстати, должна признать, что лично я не читала много эпического фэнтези, написанного женщинами. Собственно, я вроде читала только Робин Хобб, Труди Канаван и Джен Уильямс, и сперва думала, что Робин Хобб – мужчина. Я вообще мало читаю книг в этом жанре (в основном я отслеживаю новинки подростковой литературы), но я точно читала больше писателей-мужчин, чем женщин, и знаю гораздо больше писателей-мужчин.
Я не буду извиняться за то, что моим приоритетом пользуется подростковое фэнтези, поскольку мне оно нравится, поскольку отслеживать новинки жанра является частью моей работы, и поскольку писательницы в этом жанре тоже достойны поддержки. Но важно также покупать, читать, обсуждать и рекомендовать книги в жанре эпического фэнтези, написанного женщинами, особенно теми, кого публикуют под их собственным именем. Не думаю, что рекомендации писательницы подростковой литературы, пишущей статьи на сайте с названием Feminist Fiction, будут иметь вес для тех, кто считает, что женщины пишут только подростковые книги и любовные романы, но т.к. эпическое фэнтези за авторством женщин меньше пиарят, обсуждают и часто не включают в списки рекомендованных книг, я надеюсь, мне по крайней мере удастся найти какие-нибудь интересные книги и обсудить специфику работы писательниц в жанре, где по-прежнему преобладают мужчины – как авторы и как персонажи.
Авторка: Rhiannon Thomas
Источник: http://feministfiction.com/2015/08/19/supporting-fema..