В помощь начинающим писателям. Работа с текстом
Не буду врать, что приведенное ниже я придумала сама :)) Это просто заметки, которые я делала для себя в процессе редактирования одного из самых первых романов (основываясь на полезных статьях, встреченных в сети, и отзывах более опытных коллег о моем романе)
Итак. В черновых вариантах произведений часто встречается много всего лишнего. Избавившись от балласта, можно сделать текст более выразительным и приятным к восприятию.
1. Слова-паразиты
Их мноооого и частенько у автора есть его, личные и излюбленные. У меня, к примеру, это "отблескивающий" - встречается подозрительно часто :))
А вообще они могут быть такими: тут, здесь, вдруг, сейчас, уже, же, например, впрочем, похоже, только, просто, в общем, хотя, лишь, однако...
2. Лишние слова
*Например, там, где иначе быть просто не может.
Услышал мысль в своей голове, поднялся наверх, спустился вниз, громко крикнул, резко дернул, быстро помчался и т.п.
И в диалогах тоже: гневно заорал, нервно хихикнул, грустно отозвался.
Чаще всего без таких вот по сути повторяющих суть глагола наречий выходит куда лучше и легче для восприятия.
*Лишняя неопределенность: какой-то, почему-то, чья-то и т.д.
Зачастую лучше уточнить, чья именно рука коснулась героя или какой именно звук раздался.
*Усложнения
Стал, начал, попытался, сумел, смог, может во многих случаях оказываются лишними.
Т.е. вместо "стал идти" - просто "пошел"
Ну и еще.
Показывать, а не рассказывать - один из основополагающих советов в книгах по писательству. А значит от глаголов тоже порой полезно избавляться. Например, так:
Вместо "Она почувствовала, как ледяной ветер пробирает до костей" - просто "Ледяной ветер пробирал до костей"
Вместо "Она зашла в комнату и увидела, что на столе стояли цветы" - "Она зашла в комнату, на столе стояли цветы" (корявенько, но смысл передает :))
3. Лишние местоимения
я, это, мое, мой, мне, меня, моей, своей, свой...
Пример из самого-самого первого моего романа, который редачу.
"Я понимала, если мы не сможем выполнить своей задачи - эльдорийцам не выстоять. А потому, быстро закончив свой плотный завтрак, я протянула Ливу руку, и мы пошли обратно в камеру Денриана".
Тут на самом деле еще много чего можно исправить :)), но по местоимениям так.
4. Обилие прилагательных
Несколько прилагательных, стоящих подряд, не добавляют красочности, а только утяжеляют текст. Выберете главные (одно/два) и не жалейте остальные. Поверьте, от этого текст только выиграет. Лучше заменить действием или сравнением, отобразить в диалоге.
Ну а в динамичной сцене прилагательным вообще не место.
+ то, что понимается по умолчанию тоже убираем, например, "седой старик", "маленький пальчик" и пр.
Еще пример из моей нетленки :))
"Я попрощалась с главой лагеря и вышла в пасмурную неуютную прохладу приближающегося вечера. Неопределенность, с которой я шла на этот разговор, только усилилась по его прошествию, к тому же теперь я уже не могла надеяться, что кто-то подскажет мне, как быть".
Получилось как-то так: "Попрощавшись с главой лагеря, вышла в пасмурную прохладу приближающегося вечера. Неопределенность, с которой шла на разговор, только усилилась. Хуже того - не осталось больше того, на чью подсказку я могла надеяться".
И да, переделывать предложения, добиваясь совершенства, можно бесконечно. Но не надо :)))
5. Канцеляриты
Чиновничью, казарменную речь из художественного текста, конечно, лучше убрать. Например:
вместо "в данный момент" - "сейчас"
вместо "мне стало известно" - "я узнал"
вместо "испытывал чувство страха" - "боялся"
вместо "в условиях города" - "в городе"
вместо "производим сравнение" - "сравниваем"
Редактор даже как-то советовала заменить слово "помещение" на просто "комнату", ибо канцелярит.
Вообще про этот недуг лучше почитать отдельно, потому как видов и примеров огромное множество. Например, здесь http://www.litpravka.com/pages/useful/kantseliarit.html
6. Повторы
был/была
однокоренные слова
глаз, взглядов, посмотрел, взглянул, почувствовал, ощутил тоже зачастую бывает слишком много :))
С опытом это происходит автоматически, а вот первое время очень помогают программки вроде "Свежий взгляд он-лайн"
7. Синонимы
Кто-то считает, что кроме "сказал" в диалогах быть ничего не должно, я не согласна и люблю использовать синонимы (без фанатизма!)
Итак это может быть: произнес, выдохнул, прошептал, заявил, заверил, проронил, бросил, обронил, вздохнул, усмехнулся, отозвался, кивнул, воскликнул и т.п.
Да и вообще синонимы и интересные слова, на мой взгляд, украшают текст, главное не перестараться :))
8. Однотипные конструкции.
Если вы уже употребили абзацем ранее "Я пошел..." не начинайте опять с "я".
К примеру, такие предложения как "Я приподнялся и взглянул на вошедшего" можно заменить на "Приподнявшись, взглянул на вошедшего".
Ну в заключение главное: не злоупотребляйте редактурой :)) Порой стоит нарушить правила, если на слух текст без изменений воспринимается лучше и живее.
Кстати, знаю, что некоторые авторы читают свои произведения вслух или надиктовывают на диктофон, чтобы отловить корявые, плохо звучащие моменты. Пробовала - помогает :)
А вы запаривались когда-нибудь с подобной самостоятельной редактурой или сразу доверяли дело профессионалам?