В защиту классического фэнтези
Сразу отставим в сторону фантастику, по ней отдельный разговор, она идет в ногу со временем и должна работать даже на опережение. Поговорим о фэнтези. Не так давно возникла дискуссия в одной группе вконтакте: Век классического фэнтези истек? Неужели сейчас авторы уже не рискуют четко следовать всем канонам жанра и предпочитают эклектику? Если да, то в чем причины?
Всем известно, когда зародилось фэнтези в каноническом понимании этого слова - еще со времен Мервина Пика и господина Толкина. Дальше следовали Уильямс, Джордан. Я бы отнесла сюда и Урсулу Ле Гуин не по времени, а по духу. А потом пришла так называемая Новая Волна. Самым ярким представителем ее можно назвать Роджера Желязны, Сташеффа, Сильверберга. Начались эксперименты со временем и пространством. Героям этих саг уже стало тесно в мирах, похожих на Средиземье. Но произведения этих авторов еще можно назвать условно классическим фэнтези. Сюда же входят поджанры - эпического, приключенческого и темного фэнтези.
И вот, где-то в середине или ближе к концу девяностых годов фэнтези потеряло свои четкие рамки и границы. В моду все активнее стала входить эклектика, смешение жанров. На настоящее время мы имеет больше двадцати подвидов фэнтези и с каждым годом появляется все больше. Из последних веяний - Wuxia, Уся, Сянься.
Значит ли это, что время классического крепкого фэнтези окончательно ушло? Кто из современных авторов работает в узких рамках жанра? Из самых ярких примеров последних лет могу назвать Наталью Осояну и ее "Невесту Ветра". Кто еще?
Признаюсь, что за все время собственного творчества, у меня появилась только одна работа в чистом жанре: "Мироводье" в духе Ока Мира Р. Джордана ( скоро на сайте)
Если подвести итог, одной из причин забвения классического фэнтези я считаю несомненный прогресс авторов, которым нужно экспериментировать, выходить на новые горизонты, искать новые для себя ниши. И по законам любого искусства, эклектика - естественный и закономерный процесс после расцвета и временного упадка.
А пока продолжаю экспериментировать в жанре городского фэнтези с примесью мистики и мифотворчества в своей "Иконике"