Весёлая история про полтергейста. Правда и вымысел

В процессе написания книжки, где не последнюю роль играют призраки, я вдруг вспомнила один свой древний рассказец, сочинённый для литературного конкурса «Очевидное-невероятное», который проводился на некогда любимом мною сайте. Рассказец был написан в довесок к основной конкурсной работе, и единственной его целью было развлечь народ. В итоге получилась маленькая весёлая сказка без претензий, которая, впрочем, многим тогда зашла.
Идею для неё мне подсказало посещение одной экскурсии в Эдинбурге. Эта экскурсия-аттракцион лет десять назад (не знаю, как сейчас) существовала во многих европейских городах. Как она называлась, я в жизни не вспомню, но пусть будет «Ужасы Эдинбурга» (город, понятное дело, был везде свой). В рекламке с кроваво-красными буквами будущих экскурсантов честно предупреждали, что будет страшно. Поэтому мы, экскурсанты, целенаправленно шли пугаться. В десять часов вечера нашу группу встретил рыжебородый гид, загробным голосом напомнил о поджидающей нас жути, и повёл на экскурсию.
К счастью (моему, по крайней мере), это оказалась именно экскурсия. Проводник водил нас по тёмным улицам и подземельям Эдинбурга, рассказывая об истории города. Иногда он подсвечивал фонариком своё лицо снизу, для пущего эффекту, но ко второму подземелью уже все расслабились и просто слушали – потому что было реально интересно. Иногда гид говорил: «Сейчас мы идём в страшное-страшное место». И мы шли в страшное-страшное место, где он снова подсвечивал фонариком своё лицо и снова рассказывал… В общем, схема посещения объектов была примерно одна и та же.
А потом мы отправились на кладбище Грейфраерс, где, помимо прочего, есть склеп известного своей жестокостью адвоката по имени Джордж Маккензи.
Итак. Ночь. Темно. Группа туристов идёт по безлюдному Эдинбургскому кладбищу. Подходит к калитке, за которой расположен склеп Маккензи и могилы мятежников (за этими мятежниками Кровавый Джордж пожелал наблюдать и в посмертии, чем и объясняется местонахождение склепа).
«Сейчас мы пришли в такое страшное место, что далее я снимаю с себя всякую ответственность, – заявляет гид. – Тут живёт самый настоящий полтергейст, который нападает на людей, есть реальные свидетельства. Это не шутки! Поэтому тот, кто идёт дальше со мной, идёт на свой страх и риск. Остальные пусть остаются здесь».
«Остальных» не нашлось. Все были уверены, что страшнее подсвеченного фонариком лица гида за калиткой их ничего не ждёт, и потому с готовностью двинулись вслед за рыжим.
Потом мы вошли… куда-то. Назовём это «прихожей склепа» – по крайней мере, примерно так тогда воспринималось это каменное строение. Встали кружком. В единственный вход-арку виднелось звёздное небо и молчаливые надгробия.
Гид зажёг фонарик – чтобы мы могли видеть друг друга – и начал рассказывать нам о Джордже Маккензи, о его семье, которая также одно время была погребена в этом склепе, и о разных случаях активности живущего на кладбище полтергейста.
Все совершенно спокойно стоят, слушают. В какой-то момент гид обращает наше внимание на могилы, виднеющиеся сквозь проём. Мы поворачиваем головы…
И тут вдруг оно врывается к нам. Со стороны пустого ночного кладбища. Стремительное, бесформенное, страшное! В противогазе!! И орёт: «Уаааа-ахахааа!».
Не завизжать в этот момент было совершенно невозможно. Даже тому, кто считал себя здравомыслящим человеком и не верил в полтергейстов в противогазах.
«Извините, что нам пришлось напугать вас, – виновато говорил потом рыжебородый гид. – Просто некоторые пишут жалобы, если мы этого не делаем».
Такая вот, в общем, история.
Рассказ был написан в 2016 году. Приведён здесь без изменений. Ну, почти :)
***
Полтергейст по имени Джордж
Жил-был полтергейст по имени Джордж. Жил он в славном городе Эдинбурге, на окраине старого кладбища. Если вы уже успели сморщить нос и заявить, что полтергейсты не могут ни «жить», ни «быть», то лучше отложите этот рассказ прямо сейчас и оставайтесь в счастливом неведении.
Но тем, кто храбр и любопытен, мы предлагаем отправиться на кладбище и взглянуть на Джорджа хотя бы одним глазком. Живёт он в круглом каменном строении, за калиткой, где находится участок кладбища с самыми древними могилами. Строение это считается мавзолеем, хотя на самом деле там ничего нет, кроме ломаных досок и осколков старых надгробий; зато, если спуститься через маленькую арку, можно попасть в склеп. В обители Джорджа всегда, даже ясным днём, царит непроглядная темнота, поэтому приходят туда с фонариками. Впрочем, чтобы посмотреть на Джорджа, фонарик вовсе не нужен – ведь полтергейсты известны своим свойством светиться в темноте. Только будьте осторожны! Джордж очень не любит гостей.
Впрочем, одного гостя он порой у себя принимал – сравнительно недолго, особенно по меркам вечности, отмеренной полтергейстам. А почему перестал принимать – об этом стоит рассказать поподробнее.
Того человека звали Тед, и он работал экскурсоводом. Тед был рыжим, ходил в кожаном плаще и тяжёлых ботинках с заклёпками. За плечами у него висел рюкзак – в нём Тед носил книжки для полтергейста.
Пожалуйста, не удивляйтесь. Поверьте, что если вы когда-нибудь станете полтергейстом, то уже лет через пятьдесят после сего знаменательного события вам совершенно точно надоест смотреть на искажённые ужасом лица. А вот чтение книг никогда не наскучит, особенно, если время от времени вам будут приносить что-нибудь новенькое. Тед для Джорджа в этом смысле оказался настоящим подарком.
Однажды вечером Джордж услышал, как кто-то идёт к его мавзолею и возмутительно громко шуршит травой. Скрипнула калитка.
- Джордж, это я! – предупредительно возвестил знакомый голос.
Вскоре в дверном проёме появилась знакомая фигура в плаще и с фонариком в руках.
- Опять? – мрачно спросил Джордж.
- Ну чего тебе стоит!.. – Тед улыбнулся – как ему показалось, обезоруживающе. – Я ж тебя не каждый день прошу – осень уже, всё равно не сезон... У меня всего одна группа завтра!.. Вылезешь, скажешь «бу!», и уйдёшь. Мы ненадолго ведь...
Джордж недовольно полиловел, но лишь на мгновение.
- Ты принёс плату? – холодно и властно спросил он.
- Ну конечно!
Рыжий поставил на землю свой мешок и стал выкладывать его содержимое прямо на землю.
Книги. И старые, потрёпанные, и новые, в красочных обложках. Сверху легло несколько газет и журналов – периодическую литературу Джордж с недавних пор тоже очень уважал. Когда ты привязан к кладбищу, интерес к внешнему миру неизбежен.
Тед, надо отдать ему должное, подходил к выбору книг творчески. Причём видно было, что он сам испытывает от этого удовольствие, и сей факт заставлял Джорджа мрачнеть – как всякий уважающий себя полтергейст, он не любил радовать людей.
- Смотри, это Стивенсон... Уверен, ты будешь в восторге от мистера Хайда! Новые детективы... Третья книга о Гарри Поттере, как просил... А это – стихи Оскара Уайльда... не всё ж тебе Бёрнса читать!
Джордж, будучи очень-очень гордым, из последних сил старался не выдавать переполнявших его чувств. А полтергейсты, конечно, умеют чувствовать, хоть никто и не знает как.
- Ну, ты поможешь мне завтра? – спросил Тед.
- Я чту законы чести, и потому исполню свою часть договора, - холодно ответил полтергейст. – Хотя иной раз я жалею, что заключил его с тобой. Знай, человек, это не будет продолжаться вечно.
Джордж развернулся и важно удалился в свой склеп, слегка покачиваясь в воздухе и оставляя за собой светящийся голубоватый след.
Когда он скрылся в темноте арки, Тед озорно улыбнулся, подхватил полегчавший рюкзак и, тихонько насвистывая, отправился прочь с кладбища.
Экскурсия Теда «Ужасы города» пользовалась большой популярностью. Имя Теда засветилось даже в местных газетах. От желающих побродить по подземельям и прочим страшным местам не было отбоя. Особенно людей привлекала реалистичность предоставляемых ужасов.
«У вас, наверное, целый отряд профессионалов!» - восклицали газетчики.
Тед на это скромно отвечал, что работает один.
Следующим вечером, когда стемнело, Тед повёл группу экскурсантов к кладбищу. Он специально говорил громче, чтобы полтергейст ни с кем его не перепутал. Обычно Тед заводил своих подопечных в здание мавзолея, весело пересказывал легенду о полтергейсте, а потом из мрака внезапно выплывал Джордж. Выходило невероятно зрелищно!
Но в этот раз Джордж «поприветствовал» Теда осколком надгробия, а когда парень повалился в траву, держась ладонью за рассечённый лоб, в него полетели камни и доски. Группа с визгом разбежалась, Тед, будучи не в силах подняться, лежал на траве, а Джордж продолжал буйствовать.
Тед оказался достаточно удачливым, чтобы остаться в живых. Он никак не мог понять, что случилось, но когда на следующий день к нему повалили журналисты, начал кое о чём догадываться.
Пресса, ну конечно. Тед её не любил и не читал – даже те газеты, где писали про него. Оправившись от многочисленных ушибов, Тед попробовал вспомнить, какие газеты приносил Джорджу, и после кое-каких исследований выяснил, что именно послужило причиной недовольства его приятеля из склепа.
«…Всё дело в том, что я дружу с призраками, - делился Тед в одном из интервью. – Скажем, полтергейст на кладбище Грейфрайерс помогает мне за книжки. Вы бы видели, как он сияет, стоит мне показать ему томик Агаты Кристи! Просто ручной становится!..».
Запомните, друзья: сколь бы вы ни были храбры и любопытны, никогда не смейтесь над полтергейстом! Все они ужасно обидчивы.
Вот и Джордж, говорят, так и не простил Теда. Причём с тех пор стал ещё злее, и всё чаще бросается на людей.
Но если вы, перед тем, как войти, осторожно положите на порог мавзолея книжку, то полтергейст, скорее всего, вас не тронет. Только вряд ли скажет «спасибо». Очень уж он гордый.