Виктор Саморский «Третье возрождение Феникса». Отзыв
«Мудрое говорят среди мудрых. А искусство прятать среди мишуры символы и проблески истины для посвящённых используют с сотворения мира».
По душе да по нраву пришёлся мне этот роман. Срезонировало, благо опыт осознанных сновидений не очень большой, но есть. Сам писал об этом не раз... В целом «Третье возрождение Феникса» по сюжету мне напомнил серию «ИБИ» Сергея Трофимова (хакеры сновидений на защите Отечества). Правда, у Виктора Саморского слог гораздо более лёгок и понятен.
Пристегните ремни, астралётчики, мы отправляемся в совместное осознанное сновидения по разным уровням тонкого мира! Фальстарты, ложные пробуждения и депривация сна для обострения ясновидения прилагаются. Сюжет в двух словах: секретное подразделение СВР приобретает навыки ведения боя с противником на витальном и астральном уровнях, иначе говоря, в разных слоях сновидческих миров — как в учебно-тренировочных, так и в боевых условиях.
Есть у меня подозрение, что автор тоже так или иначе в теме эзотерики в целом и осознанных сновидений в частности.
А теперь Секрет Полишинеля от Капитана Очевидность в связи с канвой повествования: спецслужбы более-менее крупных стран имеют секретные отделы, занимающиеся паранормальными исследованиями (пришельцы, магия, осознанные сновидения, астральные путешествия и т.д.) с целью всё это применить для атаки на врага и защиты родины. В бытность курсантом одного из военных училищ разговаривал с преподавателем «кап 2» (было о чём: эзотерикой и возможностью экстериоризации сознания увлекался с детства), он в восьмидесятых годах работал в подобном отделе, они там пытались разработать психотронное оружие. Правда, всё это было сродни попыткам котят найти дорогу в темноте в неизведанном новом месте. В итоге не у всех «крыша» осталась на месте. Капитан второго ранга «крышу» прикрыл церковным эгрегором. Заработал православие головного мозга, но это меньшее из зол. Так что войны ведутся и на тонком энергетическом уровне. Возможно, для кого-то это окажется откровением. А кто-то решит, что я слишком часто нюхаю и накуриваюсь синтетическими кристаллами.
«Якут предупреждал, в Лимбо отсутствуют время и пространство. Пройдут долгие годы, потом пролетят целые столетия, а она все так же будет болтаться в пустоте, лишенная тела и воли, но не лишенная агонизирующего сознания. А между тем, снаружи пройдет всего лишь миг. Ребята даже еще и не начнут беспокоиться, когда она уже окончательно сойдет с ума от скуки и одиночества. Время навсегда останавливается для попавшего туда сновидца».
Кстати, по поводу лимба, этакого пустого пространства сновидения без времени и координат: есть мнение, что сознание там пребывает в фазе медленного сна. И там тоже жизнь, там тоже образы, просто это слишком далеко и высоко от человеческого сознания, чересчур чужеродная частота, что информация не воспринимается в виде каких-либо визуальных картинок. Поэтому человек в фазе медленного сна не видит снов, а если осознается на этом уровне, то оказывается в пустоте.
В романе есть интересный момент, когда Якут описывает пространства сновидений по уровням. Их семь. Для тех, кто понимает о чём речь, легко провести параллель с семью основными чакрами и с соответствующими им телами и мирами. Здесь же вспомним врата сновидений в терминологии толтеков. Сюда же притянем с некоторой натяжкой аналогию из йогического мифа:
1) Сатья-лока, сахасрара, атман в единице, эйдос — уровень субъективного бессознательного;
2) Тапа-лока, аджна, казуал — второй слой и мир несбыточных желаний в терминологии Якута;
3) Джана-лока, вишудха, ментал — третий слой самых ярких впечатлений и эмоций;
4) Махар-Лока, анахата, астрал — мир духов, призраков и эгрегоров, Нижний Мир, ад;
5) Сварга-лока, манипура, витал, пространство осознанных сновидений — мир разума и осознания, локация богов и ангелов, эгрегоров, рай по Якуту в романе;
6) Бхувар-лока, свадхистана, эфир (иногда встречается астрал) — астрал, тень и отражение физического подлунного мира. На язык просится написать Йесод. Написал, раз так настоятельно вырывалось;
7) Бхур-лока, муладхара — физический мир.
После тире я здесь привёл информацию, как она даётся в «Третьем возрождении Феникса». Это не означает, что я полностью с ней согласен, и что нет других вариаций и интерпретаций.
Конечно, не надо в произведении всё принимать за чистую монету, всё-таки это художественное творение с использованием доли фантазии и гиперболы. Но посвящённый сможет отыскать правдивые пасхалки. А непосвященный просто порадуется интересной захватывающей истории.
В книге есть чудесный момент, просто сногсшибательный своей структурированностью: автор доступно и на пальцах объяснил, как может происходить расщепление личности. Официально по МКБ-10 это патология F44.81, то есть «диссоциативное расстройство идентичности». Нет, это не шизофрения. Да, фильм «Сплит» про это самое. Подобное может случиться, если неподготовленный человек вдруг вскроет в себе личности прошлых воплощений, а гармонично интегрировать воедино или хотя бы взять под контроль не сумеет.
Судя по чёткой терминологии, автору не понаслышке знакома служба в рядах российской армии.
Орфографические и пунктуационные ошибки есть, но не настолько, чтобы я бился в истерике, в крике просил закапать мне в глаза «Разувидин», а лучше цианиду в глотку для надёжности. Так что, читатель продерётся и смысл впитает.
Тем, у кого есть опыт внетелесных путешествий, труд Виктора Романовича будет интересен. Если абстрагироваться от эзотерической подоплеки, то перед нами вполне себе добротное и интересное произведение фантастического жанра, доступное для восприятия и понимания многими поклонниками данного направления в литературе.
Единственное, что меня покоробило в романе — иностранные спецы показаны уж слишком всемогущими. Если бы так обстояли дела, давно бы всю Россию распилили. И не было бы больше конфронтации и сопротивления. Борьба идёт, когда два полюса примерно равны по силам. Если таракан против слона — схватки не будет.
«— Черт, — закашлялся Артем, — я немножко помню. Там так прекрасно! Там просто чертовски здорово!
— Вот поэтому, — усмехнулся старик, — посвященные и не боятся смерти. Кто побывал на грани, меняют свое отношение жизни. Живи, Артемка! Каждую минуту своей жизни. Каждую секунду! Живи и наслаждайся тем, чего можешь лишиться в одночасье. И назад уже ничего не вернуть
Артем тяжело вздохнул и снова закрыл глаза.
А может быть и стоит потерять?»
А это восхитительная цитата из романа. Просто так, потому что смерть — часто освобождение из клоаки под названием Человеческая Форма.