Военное дело для чайников. Эпизод 8

Эх… Продолжая тему наших любимых сражений никак не возможно обойти тему различных «родов войск» древних армий. Так что сегодня начинаю небольшой обзор – кого вообще можно встретить на поле боя и какими основными свойствами они обладают.

Начну я, пожалуй, с «царицы полей» - пехоты. Самый древний род войск, между прочим, при этом актуальный до сих пор. В целом отличается такой себе по сравнению с кавалерией подвижностью (речь идёт как о длине дневного перехода, так и скорости на поле боя), но при этом относительной дешевизной (не надо тратиться на коняшку) и нетребовательностью к навыкам личного состава (да, чтобы освоить в совершенстве верховую езду нужны годы, а ходьба на своих ногах – не велика премудрость). 

И так, по «специализации» пехота бывает:

 

1. Стрелковая.

Лучники, пращники и прочие велиты – всё оно. Как правило снаряжение этих ребят максимально удешевлено облегчено и состоит из самой дешёвой лёгкой брони, основного метательного (лук, арбалет, связка дротиков) оружия и какого-нибудь запасного (меч или просто большой нож). 

Отсюда и свойства. Стрелковая пехота особенно хороша когда безнаказанно расстреливает противника, не способного ей ответить. Так же за счёт более плотных построений и большей скорострельности она, как правило, превосходит стрелковую конницу. Основной недостаток – ей обычно категорически противопоказан рукопашный бой. Конечно, можно сказать что от вражеской тяжёлой пехоты отряды стрелков могут просто убежать. Да, могут. А ещё они могут так увлечься бегством, что остановятся только в лесочке километрах в двадцати от поля боя, что не может не огорчать. Ещё есть такая пакостная штука как кавалерия, от которой убежать и вовсе не получится. 

Шаблонные тактики применения:

- При наличии каких-никаких укреплений: стрельба из-за этих самых укреплений по наступающему противнику. Прорывы этих самых укреплений отражаются либо резервом пехоты ближнего боя (Внимание! При отсутствии этого резерва возможны большие потери! Да что там, не факт, что вообще удастся удержать оборону.).

- Во взаимодействии с многочисленной пехотой ближнего боя против аналогичного по составу противника: выставление стрелков перед строем либо по флангам этой самой пехоты. В этой схеме они начинают бой обстрелом фронта противника, а потом (под угрозой контратаки, исчерпания боекомплекта, либо когда командующий сочтёт нужным перейти в общую атаку) отступают за линию союзной пехоты ближнего боя.

Опасный (Реально опасный!) момент в этой схеме — само перестроение, когда отряды проходят сквозь боевые порядки друг друга. Если противник навяжет рукопашный бой смешавшимся отрядам, то получит большое преимущество из-за их дезорганизованности. Ещё одна проблема — если у противника есть ударная кавалерия, она может врубиться в отряды стрелков до того, как они вообще успеют отступить. Это с большой вероятностью вообще разгром — строю пехоты ближнего боя позади придётся одновременно выдерживать натиск как кавалерии противника, так и собственных бегущих стрелков. Печаль… 

- Опять же, во взаимодействии с пехотой ближнего боя: стрелки стоят позади первой линии и стреляют через головы союзников. Плюс — нет нужды в перестроениях, нет соответствующего риска. Да и кавалерии противника добраться до стрелков гораздо труднее. Минус — это не всегда вообще возможно (Заставьте ка стрелять навесом пращников или арбалетчиков, ага!), а кроме того резко снижается общая эффективность стрельбы (Попадать в цель, которую толком не видишь — то ещё искусство!).

- Очень очень частный случай, возможный во взаимодействии с ударной кавалерией против больших масс пикинёров. В чём суть. Пикинёры — единственные, кто ценой вменяемых своих потерь может остановить тяжёлую ударную конницу. Но! Сделать это они могут только в плотном строю. Потеряют строй — кавалерия их сметёт. При этом в нашей истории мало какие отряды пикинёров были способны более-менее быстро передвигаться, не теряя этого самого строя. Как правило, при приближении кавалерии они и вовсе останавливались и ждали, пока всадники сами не бросятся на пики. Так что если выставить против них одновременно и ударную кавалерию, и стрелковую пехоту, пикинёры окажутся перед тяжёлым выбором — либо остановиться в ожидании кавалерийской атаки и позволить себя расстреливать, либо броситься на стрелков, потерять строй и погибнуть под копьями всадников.

Описывая эту схему я говорю о пикинёрах, но в принципе на их месте может оказаться любая достаточно малоподвижная пехота ближнего боя. Единственная разница — с пехотой без длинных пик достаточно злая тяжёлая ударная конница (в этом месте самое время вспомнить жандармов/панцирную гусарию) может справиться и без помощи стрелков. 

Опять же, список тактик стрелковой пехоты не полный. Но если каким-то чудом в вашей армии есть стрелки и вы не знаете, чем их занять во время боя — данные советы вполне подойдут.

 

2. Ближнего боя.

Не счесть её видов… Греческий гоплит, испанский пикинёр или стереотипный викинг с топором – это всё они, такие похожие и такие разные. Комплекс вооружения такой пехоты зависит в первую очередь от типичного противника, с которым ей предстоит сражаться. Против ударной кавалерии – длинные пики, стрелков – большие щиты, латников – булавы и клевцы, и так далее. Ну и традиционный меч/топор в качестве запасного оружия. А ещё – максимально серьёзное при вменяемом весе (чтобы боец не слёг от усталости в самом начале сражения) защитное снаряжение.

Свойства? Ну, для начала это как правило самые медлительные отряды на поле боя. Преследование и фланговые манёвры лучше оставить кому-то другому. Стихия этих парней – упорная оборона своих позиций либо неторопливое продавливание вражеских. И ещё – так уж исторически сложилось, что пехота ближнего боя наиболее эффективна, когда действует в плотных построениях. Македонские фаланги, швейцарские баталии, скандинавская стена щитов – вот где лучше всего проявляется сила пехоты. 

Отсюда ещё несколько выводов. Во-первых, она не любит атаковать бегом и вообще быстро двигаться. Сохранить строй можно только двигаясь неспешным шагом, и то после серьёзных тренировок. Побежали? Отряды быстро превращаются в хаотичную толпу. Ах, да, ещё при перемещениях бегом бойцы в тяжёлом снаряжении очень быстро устанут, что опять же скажется на их боеспособности. Далее, во-вторых, дисциплина – наше всё. Конечно, она полезна абсолютно во всех родах войск, но именно в «рукопашной» пехоте она важнее всего. Даже самые крепкие и хорошо вооружённые воины, действующие сами по себе, как правило легко истреблялись конницей противника. Плотный же строй дисциплинированной пехоты (македонские сариссофоры, римские легионеры и прочие швейцарские/испанские пикинёры не дадут соврать!) практически несокрушим. Да, при этих словах где-то ехидно хихикает артиллерист, любовно поглаживая мешочек картечи. Ну что ответить… Арта будет выкашивать пехоту целыми рядами и станет настоящим богом войны. Когда изобретут порох, технологии крупного литья, колёсный лафет и всё такое. Не пройдёт и пары тысяч лет!

Как применить такую пехоту на поле боя?

- Вспомнить тактику «молота и наковальни». Выстроить в линию глубиной 8-16+ рядов, прикрыть с флангов сильной кавалерией и вперёд, выполнять роль той самой «наковальни». Главное, чтобы противник не разбил её раньше, чем кавалерия ударит его с тыла.

- Поставить прикрывать стрелков (смотрим предыдущий раздел про этих самых стрелков). В этом случае противнику придётся либо стоять и терпеть обстрел, либо атаковать эту самую пехоту.

- Отправить на штурм укреплений. Для того, чтобы выжить под градом метательных снарядов, преодолеть рвы с частоколами и победить защитников в рукопашном бою, нет ничего лучше, чем бронированная пехота.

 

Что ещё сказать о пехоте… Конечно же, вспомнить о знаменитых римских легионерах! (ВНИМАНИЕ! Здесь я говорю только о комплексе вооружения позднереспубликанского/раннеимперского легионера, но никак не об организации и системе комплектования/обучения легионов!) 

У римлян получились замечательные «гибридные» полустрелковые-полурукопашные бойцы, вооружённые дротиками, большими щитами и мечами. В своё время они были лучшими как раз благодаря тому, что одновременно могли забрасывать дротиками «чистых рукопашников», оставались малоуязвимыми для стрелков и при этом достаточно хорошо сражались в ближнем бою. Одно «но» - великолепные против всех видов пехоты, они показывали гораздо худшие результаты против конницы. Атаки стрелковой кавалерии им приходилось пережидать за щитами без возможности хоть как-то ответить и полностью полагаться на союзных всадников или лучников. С современной же им достременной ударной конницей они кое-как справлялись… Но вот выдержать атаку кого-то вроде рыцарей XIII+ века (Увы!) легион бы смог только обладая подавляющим численным превосходством и ценой огромных потерь. Для противостояния такому противнику комплекс вооружения легионера категорически не подходит. Так что вооружись кто-то из врагов Рима на рыцарский манер, легионерам пришлось бы отложить все эти пилумы со скутумами и осваивать пику. Так то.

 

Опять получилось многобукав, так что на сегодня всё. В следующих статьях возьмусь за конницу и допороховую артиллерию. А там и до обещанных укреплений доберусь. 

Спасибо всем, кто был со мной всё это время и до новых выпусков!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий