Воскресные посиделки)

Друзья мои! Вы не представляете, кого я сегодня пригласила!
Это не только талантливый автор, но и художник-иллюстратор с потрясающим стилем и вкусом. Каждая ее обложка - это всегда работа высшей пробы. Именно она автор моих обложек к книгам «Женщина моря», «Ловец снов», «Там, где я тебя нашел», «Дерево красной птицы» и новой повести, которая совсем скоро появится здесь - «Воздушный змей».
Знакомьтесь - Ню Бейли!
- Привет! Я давно хотела взять у тебя интервью, чтобы как можно больше людей узнали о таком разносторонне развитом и талантливом человеке как ты. Расскажи, пожалуйста, с чего началась твоя деятельность как художника, когда именно ты заинтересовалась созданием обложек и почему?
книги, для которых Анна делала обложки:
- Привет! Думаю, мне давно хотелось попробовать себя в этой области, но для меня это было табу, так как моя старшая сестра уже была состоявшимся художником и я боялась конкуренции, в которой мне никогда не победить. И тогда я решила выбрать другую, не менее интересную нишу — писательство.
Родители гордились огромной библиотекой книг и с детства старались привить мне любовь к чтению. Как ни странно, у них долго это не получалось. Удовольствие от чтения я получила уже в осознанном возрасте, и с тех пор я «нагоняю».
Каждая книга, которую я пишу, для меня способ узнать что-то новое, расширить кругозор и поделиться наблюдениями с остальными. Все мои нон-фикшн книги основаны на экспериментах, интервью, а также анализе ранее изученного материала. И даже моя пока единственная художественная книга «К’ахана. Племя изгоев» не лишена правды: практически все ритуалы и обычаи основаны на документальных фильмах и научных статьях по истории Древнего и современного мира.
Когда ты автор-новичок, многие вещи приходится брать на себя. Недостаточно просто выложить мысль на бумаге. Текст необходимо вычитать, оформить, подготовить и правильно преподнести. И, конечно, я, как и многие начинающие авторы не имела финансовой возможности брать весь издательский цикл на себя, поэтому училась всему по чуть-чуть. Как писать, как редактировать, как продвигать, и, следовательно, делать обложки для собственных книг.
Мне понравился этот режим многозадачности и с тех пор я до сих пор учусь и узнаю что-то новое об издательском цикле. Например, совсем недавно, я немного начала разбираться в верстке. И меньше года назад завершила ремонт студии звукозаписи у себя дома, чтобы иметь возможность заниматься еще и профессиональной озвучкой аудиокниг.
Создание обложек мне с самого начала давалось удивительно легко. Я освоила Photoshop всего за сутки методом тыка и помогала разобраться друзьям. Сначала бесплатно, потом за копейки. Через год дизайн обложек для книг начал приносить мне более ощутимый доход, а еще через год я углубилась в рисование. Окончательным прорывом в этой области стало то, что моя сестра стала преподавателем и моим наставником. Я убедилась, что никакой конкуренции между нами никогда и не было. И вместо соревнований с кем-то другим, сравниваю себя-настоящую с собой-прошлой и всех воспринимаю как «коллег».
- Твоя первая книга недавно «вышла в свет» и даже побывала на выставке «Нон-фикшн» в Москве. Расскажи, почему ты выбрала такой необычный и сложный сеттинг? Почему не стала писать, например, любовный роман?
- Я выбрала тот жанр и область, в которой вижу пробел в собственных знаниях. Конечно, гораздо проще (и, наверное, логичнее) было писать и дальше книги по психологии (всё-таки 8 лет в этой области), но в этот раз я задалась целью сделать усилие над собой и изучить нечто новое.
Книги Анны в жанре нон-фикшн:
Пока я писала книгу «К’ахана. Племя изгоев» многие отговаривали меня писать на тему, в которой я меньше всего разбираюсь. Ведь какой-нибудь выпускник истфака «собаку съел», а я только «опозорюсь». Я думаю, что меня поймет любой человек, который получал высшее образование и хоть немного получил удовольствие в процессе учебы. Когда ты берешься серьезно изучить какой-то вопрос, будь это, например, курсовая, дипломная или даже книга, ты не можешь знать всего, когда ты только садишься за проект. Именно в этом и смысл: изучить другие источники, что уже узнали другие люди до тебя, чтобы проанализировать это и сделать новые выводы в новых условиях. Я считаю, что этот подход вполне применим и в художественной прозе, таким образом, обогащая текст не только своим субъективным опытом, но и свежими впечатлениями от новых знаний, которые могут быть полезны не только автору, но и читателям.
роман в жанре историческая фантастика «К’ахана. Племя изгоев». Оформление обложки и открыток сделала сама Анна:
- Поделись своими эмоциями от выставки, где ты увидела на полке печатную версию своего детища.
- Первой мыслью было: «Ого, я уже и не надеялась!». Радостно было увидеть книгу прямо возле кассы, а не в каком-то пыльном углу. Я поздоровалась с представителями издательства, и мы впервые познакомились вживую. Меня сфотографировали и попросили оставить автограф на нескольких экземплярах на продажу. Обстановка была очень доброжелательной и вдохновляющей, у меня даже, открылось «второе дыхание» и желание написать что-то еще после долгого перерыва.
Дело в том, что эта книга далась мне с большим трудом. Перед самой печатью читатели начали жаловаться на ошибки… Я-то наивная даже и не предполагала, что после корректора придется вычитывать книгу еще и самостоятельно.
В этот трудный момент мне и помогла ты, Вера. Не просто поддержкой, а реальной вычиткой и конструктивной критикой. Впервые я задумалась о том, что редактура не обязана приносить страдания автору и большие финансовые потери. Если работать в паре с вовлеченным, адекватным человеком, то на этом этапе, возможно вновь чему-то научиться и узнать, не меньше, чем при собственно, написании самой книги.( божечки, как приятно! Спасибо тебе за интересный опыт, который мне тоже помог понять, что мне нравится работа редактора! Прим.В.Л.)
- Что ты чувствуешь, когда создаешь обложки и когда пишешь романы? Отличаются ли твои эмоции в процессе?
- Хм, если честно, никогда не задумывалась о своих эмоциях в процессе творчества. Для меня создание чего-либо нового — это, прежде всего аналитический труд. В универе я как-то даже ставила полевой эксперимент на тему психофизиологии творчества. На самом деле, когда мы что-то создаем, работает не только правое полушарие, но и левое. Происходит синтез, который активизирует многие мнестические процессы: преобразование и запоминание ранее полученного опыта и знаний… Когда я рисую, то всегда следую определенному алгоритму работы: формулировка ТЗ – поиск реферальной базы – эскиз – лайн или работа от пятна – тон – цвет. Книги я не могу писать без плана, даже сам процесс «потокового» письма я контролирую с помощью таймера. Эмоции могут возникать на любом из запланированных этапах, чаще на этапе воплощении задуманного, их не запланируешь. Обычно — это рьяное желание доделать начатое и радость по завершению. Изредка у меня бывает сопереживание моим героям в процессе написания, трансляция моего опыта из прошлого, но тогда я прекращаю писать, так как это отвлекает.
- Я знаю, что ты много учишься и совершенствуешься и в художественном направлении, и в писательстве. Скажи, что бы ты посоветовала другим авторам, то есть что помогло лично тебе, может быть какие-то курсы или индивидуальные приемы, которые ты выработала сама в процессе.
- Я рекомендую не спешить ввязываться в какие-либо платные (и даже бесплатные) обучающие курсы, пока не попробуете пройти весь цикл создания творческого продукта от начала до его завершения. Дело в том, что каждый (ненарочно) преподаватель транслирует свой опыт и цели в те материалы, которые дает. И очень важно сначала освоиться самостоятельно и понять нравится вам это или нет, иначе есть риск стать ведомым в чьих-то руках и запутаться. Ведь как это часто сейчас бывает, в целях успешных продаж, нам могут внушить то, чего мы на самом деле и не очень хотим в далекой перспективе.
Раньше я участвовала во всевозможных писательских марафонах и годами не могла написать собственный художественный роман, так как все силы и время уходили на более мелкие проекты и участие в конкурсах, которые ничего мне не дали.
В рисовании у меня был куда более быстрый старт, потому что я начала этот путь в одиночку, не ориентируясь на остальных. Мне даже не пришлось задаваться вопросом: «А какой у меня стиль?». Он сформировался сам по себе, путем проб и ошибок. Сейчас я уже начала учиться и на курсах, в том числе, но не «с пустой головой». Я точно знаю, что именно мне нужно почерпнуть, а от чего без жалости отказаться. И мне кажется, что такой подход гораздо лучше, чем слепое повторение и копирование стиля преподавателя. Да, можно попробовать на себе чужой метод работы, но это не панацея. Иначе все, чему ты научился, будет играть не на тебя, а на того, кто тебя научил.
- Как ты считаешь, книга должна удовлетворять эмоциональные потребности человека, чему-то учить или наталкивать на размышления? То есть, предназначение книги — исключительно развлекательное, или оно должно воздействовать на интеллект и заставлять душу «трудиться»?
- Меня немного смущает формулировка «должна». Думаю, что каждый автор решает для себя, зачем он на самом деле пишет. Для себя, понятное дело, в первую очередь, но с каждым разом хочется большего: денег, популярности, признания, оставить после себя вклад для будущих поколений…. Такова наша природа. В целом, почему бы не начать с простой, развлекательной литературы, если автору хочется? Ответ, как мне кажется, кроется в самом авторе. В каком он состоянии, получается ли у него без книг реализовывать свои потребности? Чем наполнена его жизнь?
Я как-то писала статью про неформат в литературе. Думаю, многие понимают, какие книги лучше продаются, а какие донести до читателя куда сложнее. Большая часть людей не может реализовать даже базовые потребности, поэтому воспринять какие-то более глубокие размышления не в состоянии.
Но это же не значит, что человечество обречено жить только ради еды, секса и эмоциональной жвачки из социальных потребностей. Когда автор готов подняться выше по пирамиде потребностей, тогда и читатели за ним подтянуться, не боясь интеллектуальной нагрузки.
- Как думаешь, писатель должен обострять какие-то вопросы(социальные, моральные и тд) или дарить читателям радость, заканчивая книги добрым финалом?
- Я понимаю, почему у тебя возник этот вопрос. Ведь многие следуют довольно простой логике: «Зачем нагружать читателя, если негатива и в жизни хватает?». У каждого своя правда, и если человек (в данном случае, автор) находится на грани выживания, то, ему, банально, не до этого. Станет ли многодетная мать выкраивать ночью или ранним утром час свободного времени, чтобы поделиться с читателями своими политическими/культурологическими взглядами, если в её жизни банально нет места кому-то еще, кроме её собственной семьи? Да она уже, по сути, героиня, что не смотрит зомбо-ящик, и, возможно, хеппи-энды в вымышленных мирах это то, что удерживает её на плаву в трудное время?
С позиции читателя я вообще не ориентируюсь на финал, так как не люблю сплойлеры. Мне важно, чтобы автор обострял проблемы общества, а не просто транслировал свои переживания или розовые фантазии. Мне нравятся драмы, которые пробирают до слёз, выворачивают душу или же пугают, если это необходимо. Поэтому как автор, я стараюсь соответствовать этим требованиям, хотя понимаю, что не должна. Просто хочу собрать вокруг себя аудиторию думающих людей.
При этом не могу винить авторов жанровых романов, так как когда я была подростком, то не могла реализовать свои потребности «правильно», и такие книги временно помогали. Главное, понимать, что развлекательная литература только отвлекает, но не решает реальные проблемы.
- Как ты считаешь, должен ли писатель показывать неидеальных героев или наоборот, персонажи должны быть правильными и хорошими и, возможно, вызывать в читателе желание стать такими же?
- И вновь провокационный вопрос… Мне казалось, что сейчас чуть ли не на каждом углу говорится о важности «неидеальных» героев. Во-первых, такие герои вызывают больше переживаний и читателю легче перенести свой опыт на такого героя и возможно даже проработать его. Во-вторых, слишком «хорошим» героям банально не веришь. Идеальный герой не правдоподобен, так как в реальной жизни идеально не бывает. Хорошо, что сейчас таких практически не встретишь в литературе и кино. Разве что как способ показать, что кроется за «маской идеальности», и перевернуть представление о «хорошем» человеке, который на самом деле «плохой», а потом и вовсе убедиться в том, что в каждом есть и то, и другое.
- Ты по образованию психолог, скажи, проще ли психологам писать книги? Или это наоборот сложнее?
- Мне кажется, что любое высшее образование позитивно влияет на писателя. Просто потому, что в процессе обучения он учится новому и ему есть чем поделиться, кроме субъективного опыта. Психологи очень часто становятся писателями, так как в эту профессию часто идут еще не определившиеся в жизненном пути школьники. Такой была и я когда-то. Если честно, в восьмом классе мне казалось, что выучившись на психолога, я смогу создавать уникальных, проработанных персонажей, но по факту применить все знания практически нереально. Особенно если психолог не работает по специальности. Практикующий психолог в теории может перерабатывать боли своих клиентов в тексте, обнародовать их проблемы и возможные пути решения, но хорошо ли это с точки зрения профессиональной этики? Ведь всё то, что происходит между клиентом и психологом, должно оставаться только между ними. Тоже самое я могу сказать и про помощь самому себе: психологи не могут себе помочь и тоже обращаются к психологам. Поэтому, пожалуй, тут больше вреда, чем пользы. Ведь теория находиться в открытом доступе и каждый, при желании, может углубиться в основы, чтобы улучшить своих персонажей. Учиться на психолога специально, чтобы лучше писать книги? Пожалуй, нет. Если хотите лучше писать книги, то просто пишите их.
- Поделись, какие у тебя творческие планы? Что хочешь написать, или что у тебя в работе? И в каком направлении ты будешь двигаться дальше?
- Не хотелось бы загадывать и во всеуслышание рассказывать о незаконченных проектах. Как-то я пользовалась таким провокационным методом мотивации как декларация. Объявляла в социальных сетях, что намерена дописать книгу к такому-то сроку, и что если я этого не сделаю, то буду должна кому-то деньги или желание. В итоге, пока я писала книгу, произошло много неожиданных трудностей в жизни, и я не успевала. Вместо удовольствия от творчества я чувствовала себя обязанной, как перед зачётом в универе. И мне было ужасно стыдно объявлять, что я не справилась, даже пыталась предложить какую-то отработку. Это всё немного нездоровое отношение к постановке целей. Как психолог я это понимаю, но не без косяков) Поэтому я зареклась давать обещания, которые я, возможно, не смогу исполнить. Сейчас я работаю над некоторыми проектами, но выкладывать черновики в процессе написания — явно не моё. Планирую не повторять уже совершенные ошибки:
- Вычитывать завершенный текст несколько раз, и даже после корректора.
- Не спешить с печатью и выкладкой, пока не будет готов текст, иллюстрации и верстка (опционально).
- Никогда не писать под конкурсы, ради конкурсов. Если уже написанная книга подходит, то хорошо, можно подать заявку, в противном случае это плохой текст, написанный в спешке.
- Начинать продвижение уже написанной книги в процессе выкладки, а не ждать «у моря погоды».
- Никогда не обращаться к кому-либо за услугой «по знакомству» без предварительного тестового задания или же просто в спешке. Правильно говорят: «Поспешишь, людей насмешишь».
Как-то так. Приятно было пообщаться! Спасибо за интервью и интересные вопросы, которые лишний раз заставляют остановиться, задуматься о своей жизни и разложить всё по полочкам.
Тебе огромное спасибо, что пришла и поделилась своими мыслями! В очередной раз убеждаюсь, как приятно общаться с умными, думающими и талантливыми людьми) Все-таки открытие этой рубрики многое дало и мне самой.
Познакомиться с творчеством Ани можно в ее Группе вконтакте и здесь, на сайте Литмаркет:
Ню Бейли
Всем пока, до следующего воскресенья!