Выход новых авторов на литературный рынок. Тенденции. Ч.II

ЧАСТЬ II. Прокрустово ложе и тернии

Сегодня я поговорю об издательствах, редактуре, тенденциях и литературном творчестве, если рассматривать его через призму музыкального искусства и времени.

Предположим, вы долго трудились, нашли свой жанр и вуаля, читатель пошел на вашу страничку! Ваш рейтинг поднялся, и вы уже можете слегка задрать нос и выставлять книжки на продажу. И тут вам начали поступать предложения издать книгу в бумаге. Как написала один популярный автор, пишущий в новом жанре беллетристики (фэнтэзийный вестерн, замешанный на кельтской мифологии), на неё вышли три издательства, последнее самое крупное в России (холдинг АСТ-ЭКСМО). Предлагали следующее: 1) Изменить сюжет;2) Уменьшить возраст героев. Если второе ещё можно переварить, то с первым как-то не очень. Она отказалась и по-прежнему продает только электронку. Другой момент –это роялти с продаж. Внизу я дам ссылки, где есть статья десятилетней давности о заработках писателей. Не поленитесь зайдите, ознакомьтесь. Довольно прискорбная картина складывается чего можно ожидать сегодня, когда в электронном формате продавая книгу за 150 руб. вы получаете гораздо больше. Но предложения издательств нельзя игнорировать, поскольку вы охватите гораздо больший рынок и ваши книги будут читать бо́льшая аудитория, в том числе те, кто не читает электронный формат. В конце концов, можно не отдавать электронку и если не хотите менять сюжет, то оставить авторскую версию на сайте, а в будущем создать свой сайт и выкладывать весь перечень электронных книг там, как делают многие авторы, находящиеся в топе. Ещё есть вопрос переводов книг на английский язык, но как мне сказал один автор, издательство вряд ли будет заниматься этим, существуют на западе специальные агенты и за все нужно платить и весьма немало. В общем, сомнительно, если только ваши книги не будут этаким новым Гарри Поттером. Здесь я не информирован целиком, если у кого-то есть более полная информация, отпишитесь.

Теперь насчет искажения сюжета пару слов. Выстроим параллели, обнажим теневые участки как в процессе проявления черно-белой фотографии. В данном случае фиксажем будет призма музыкального творчества. Кто-то скажет, а что здесь общего с литературой? В чем разница? Музыка передает эмоции и книги тоже. По сути, что есть слово? Мысль. А совокупность слов передает эмоции, на которые реагирует человек. В этом заключается искусство литератора, передача чувств кроме действа. Утонченным натурам нужны чувства. Музыка – это набор звуков, гармонический ряд, выстроенный в определенной последовательности и с рядом допущений, имеющий ту же цель – вызвать ощущения, эмоции.

Так вот, возьмем эпоху европейской музыки 19 века, когда не только она испытывала подъем, но и другие отрасли знания и искусств – архитектура (посмотрите здания на старых фотографиях того времени), живопись, литература. Представим себе, что некий композитор, находящийся в «десятке» самых востребованных композиторов того времени – Бетховен, Шопен, Россини, Беллини, Доницетти, Вагнер, Верди, Пуччини, Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский начинают писать увертюру и некий редактор издательского дома «Прокрустово ложе ___ и Co» начинает говорить: «Вам нужно изменить здесь темп и вычеркнуть два столбца (ноты записываются столбцами для вокала и сопровождения), а здесь не годится, это слишком заунывно…» И композитор, скрепя сердце переделывает и принимается за первый акт, если это опера. И потом следуют снова правки, что-то вычеркивается и переиначивается в угоду видения редактора. Ведь ему кажется, что так НАДО. Это примет публика. Потому что есть МАССА людей, которая не захочет иной музыки. Кто-нибудь знает, что испытал Россини, когда начал создавать свою «Семирамиду», «Золушку», а особенно «Севильского цирюльника»? После того, как он отошел от опер-буффа (комический жанр, одноактная опера, популярная в конце 18в. и начале 19в.) где снискал бешеный успех? Он принялся за драмы. На него набросилась критика и просто рвали на части, как его поклонницы, от которых он вынужден был спасаться через окно театра. С одной стороны, бешеная популярность со стороны публики, а с другой враждебность в том числе коллег по цеху и целая компания по дискредитации в газете, найм платных освистывателей и т.д. Дело в том, что композитор стал экспериментировать, отойдя от традиционного построения оперы, где властвовал старый стиль. Это не понравилось законодателям мнения в музыке, тогдашним ведущим композиторам и преподавателям консерватории, как Пайзинелло например. Видите ли, этот «выскочка» решил поставить второго «Севильского цирюльника» (что делал Верди постоянно позже. Популярный сюжет обыгрывали не раз.) Дело доходило до того, что маэстро Дзингарелло – преподаватель касса композиции в Неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно запрещал студентам посещать «Семирамиду» Россини. Молодой Беллини украдкой посетил оперу и был восхищен. Его музыка была яркой, живой и волновала в отличие от скучных опер предшественников, он обыгрывал инструментальную часть по-новому, обогащал её как мог целой феерией звуков, тогда как в старом стиле господствовал вокал и классический стиль. Вена пала ниц перед ним, Вебер в сердцах изливался желчью на страницах германской прессы, подливая масла в огонь. Правда потом приехал извиняться в Париж. Его можно было понять, ведь он собирался покорить Вену, первая опера «Волшебный стрелок» прошла на ура. Но потом приехал этот Барбайя с Россини и труппой лучших итальянских певцов и все пошло прахом. (Барбайя – предприниматель, державший антрепризу лучших театров Италии.) Вебер уехал в Германию не солоно хлебавши. И Шуберт плакался, все его оперы не воспринимались всерьез, дело даже не в музыке, а как мне кажется в стихотворном изложении либретто и построении. У Шуберта другая трагедия – он был новатором в камерной музыке, а новаторам всегда приходится несладко. Это сейчас артисты и оперные певцы дают сольные концерты и неплохо живут. А тогда это было не принято и Шуберт с оперным  певцом Фоглем положил начало этому жанру.

И вот, представитель издательства фыркнет и скажет: «Гаряев, ты ничего не понимаешь в издательском деле. Мы должны выживать, нам нужны тиражи». Хорошо, тиражи спасут мир. Как насчет шедевров, которые 200 лет не сходят со сцен театров? «Севильский цирюльник», «Отелло», «Золушка», «Норма», «Пуритане», «Мадам Баттерфляй», «Богема», «Тоска», «Медея», …? Если бы тогда композитор пошел на поводу критиков (не было тогда никого, кто мог диктовать ему как писать музыку), то дошли бы эти произведения до нас? Я сомневаюсь. Только сердце автора способно понять, что ему нужно воплотить на бумаге и на сцене. Если бы вы представляли, с чем приходилось сталкиваться композиторам тогда! Когда-нибудь я напишу книгу. Обратимся к литературе. Кто-нибудь помнит, что читали подростки и взрослые лет так 120-130 назад кроме всемирно известных авторов вроде Вальтера Скотта и позже Майн Рида? Могу подсказать. Мальчишки читали боевики в виде вестернов, как сейчас зачитываются жанром ЛитРПГ (компьютерная игра на бумаге). Авторы и издатели зарабатывали деньги, и потребители были довольны. Сюжеты были незамысловаты, как кляча дяди Джо, забывшего трубку в салуне, язык прост и вызывал чувства. Девочки зачитывались рыцарскими романами с избитыми сюжетами, вроде возвращающегося из Палестины благородного, израненного, обязательно обедневшего рыцаря и встречаемой им на поляне юной пастушки. Тут есть замки, любовь и злой герой. В остальном фантазия автора. Как сейчас дракон, замок с принцессой и может быть ещё фея в придачу. Рыцарь превратился в дракона, - ну магия сегодня рулит. Все хотят, чтобы было всё сразу и прямо сейчас. Были десятки авторов, если не сотни и кто-нибудь помнит их имена? Однако они были сыты, что совсем неплохо, как и их читатели. То есть писали много под спрос.

Но была ещё другая литература. Воспитательная (тогда не было психологов, они появились позже в Германии) вроде Томаса Майра "Замечания о курсе образования, призванном подготовить юношеский разум к карьере чести, патриотизма и филантропии", 1818 год. или философского плана или Фрица Маутнера "Философский словарь", "Атеизм и его история в западном мире" 1920-23г., монографии и Спинозе и Шопенгауре. Кстати он написал ряд исторических романов «Ксантиппа» (освещал Сократа и его эпоху, 1884г.), "Гипатия" 1882г.

Читали поэмы Джойса, Шекспира, Китса, Бернса в Англии, Руссо, Рабле, Вольтера и Мольера с Бальзаком во Франции, Гете, Шиллера в Германии, Пушкина, Мариинского-Бестужева, Лермонтова и Некрасова в России. Кстати, Руссо отличился не только тем, что подготовил философскую почву для будущих революций и массовых репрессий как на родине, так и в других странах. Он ещё писал и писал бестселлеры, как сейчас говорят. Использовал необычный прием – роман в виде писем, и он стал очень популярным. Кстати, я слышал недавно наградили одного зарубежного автора, который тоже использовал этот прием.

На стыке веков пользовался популярностью исторический роман. Перечислю несколько имен, не так хорошо известных. Георг Герман Борхард – немецкий критик и писатель, знаток эпохи «бидермайер». Известен по роману «Йетхен Геберт», где описывается судьба зажиточной еврейки из берлинской семьи. Сразу параллели с Л.Фейхтвангером «Семья Опперман». Как описывал последний, книга болтлива и временами граничит с сентиментальностью, что определило её успех. По его мнению другой роман «Гренадер Вордельман» намного сильнее, но не снискал успеха.

Стоит упомянуть Анатоля Франса – французского критика и писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1921г. см. фото на заставке) Известен по роману «Таис» о истории древней куртизанки ставшей святой, где описал нравы и воззрения умирающего эллинистического общества. Другой французский автор – Поль Бурне пользовался огромной популярностью. Известен по роману «Ученик» (1889г.) Из скандинавской литературы можно отметить Ибсена «Борьба за престол», Герман Банг «Тина», Енс Петер Якобсен «Фру Мария Груббе», Сигрид Унсет «Кристин, дочь Лавранса» и многие другие.

 Сомневаюсь, что в то время существовала подобная практика, когда автору предлагалось изменить сюжет или его структуру в угоду существующим вкусам и потребности тех слоев населения, на которых нацелена книга. Тема весьма обширна и глубока, чтобы её можно свободно обсуждать в этом узком формате блога, она скорее всего подходит для обсуждения на литературном вечере или вечеринке друзей. Куда идет литература? Что будет с бумажной книгой? Что вообще будет с языком? Ведь всё идет к упрощению, не так ли? Если вчера публика слушала оперу и стремилась попасть ещё раз на спектакль, чтобы прочувствовать глубже музыку и замысел композитора – помните первые спектакли «Нормы», если здесь меня читают музыковеды или музыканты? Её просто не поняли вначале, а потом она пошла по нарастающей и её до сих пор ставят. А сегодня мы видим «попсу», словно жвачка, заменившая леденцы, которые в свое время заменили дорогие пастилки с ореховой начинкой. Туда добавляли патоку и ещё что-то и стоила коробочка 15 шиллингов. Рабочий столько в день не зарабатывал порой. Мы ведь можем прийти лет через двести к такому языку: «Ки фа ста кур. Ту ва ми ла. – Я так удручен тобой, но жить ведь хочется». Вы попробуйте спеть арию на этом языке. Я уже не говорю о выразительности речи и литературе вообще.

Теперь несколько слов о тенденциях и продажах книг. По словам Никиты Аверина сегодня 60% на российском рынке – это электронный формат, а 40% - бумага. Таковы реалии. Сырье дорожает. Но бумажная книга и раньше стоила недешево и книги не покупали простолюдины. Для них существовали публичные библиотеки. Я думаю, что доля электронки будет неуклонно расти, поэтому стоит застолбить себе местечко на любимом лит. портале и набирать аудиторию. Тем более, что в будущем будет возможность продавать с этой площадки «бумагу».

Тут доклад о состоянии книжного рынка России: «Книжный рынок России. Состояние, тенденции перспективы развития». - https://digital.gov.ru/uploaded/files/books-2021.pdf

По данным «Коммерсант» продажи электронных и аудиокниг в России по итогам 2019 года выросли на 35%, до 6,5 млрд руб., достигнув 10% от всего российского книжного рынка без учета учебников. Росту сегмента помогает то, что цены в нем растут медленнее, чем на печатные книги, полагают его участники. По их мнению, еще более быстрый рост по-прежнему ограничивает пиратство, а соглашение, аналогичное антипиратскому меморандуму в области видеоконтента, могло бы способствовать росту доли цифровых книг до 30% рынка.

Тут статья на 2017 год, довольно староватая, но для общей картины полезная (по всему миру продажи бумажных книг падают) - https://anna-mayskaya.livejournal.com/91330.html

Тут статья десятилетней давности но все равно полезна «Книжный рынок России в цифрах - бумажные и электронные книги, тиражи, заработки писателей» - http://vedomir.info/blog/knizhnyj-rynok-rossii-v-cifrax-bumazhnye-i-elektronnye-knigi-tirazhi-zarabotki-pisatelej/

Теперь подеюсь мыслями, что желательно сделать на площадке Литмаркета. Когда я разрешил скачивание своих книг это было расценено пиратами (читай ворами, нечего им придавать романтический ореол) буквально: они растащили мои черновики, и они до сих пор гуляют по сети, не вычитанные пробники отдельных частей с ужасными огрехами. Потом я их доводил не раз, мои первые книги – «Арию» и «Кастор», последний не менее семи  раз редактировался и дополнялся новыми данными о технологиях, архитектуре, моде и прочими деталями, как например способы чтения книг, которых пока нет на Земле. Поэтому я стал запрещать скачивание и делать доступ к он-лайн чтению. Было бы хорошо, что когда появится функция заказа бумажной книги по требованию тут же на сайте, то автор мог бы делать скидку на её покупку тем, кто до этого оплатил доступ к он-лайн чтению и хотел бы приобрести «бумагу» для подарка друзьям или в свою библиотеку. Так же я бы приветствовал функцию покупки всех или части книг, где автор мог бы сделать максимальную скидку. Ведь существуют электронные библиотеки, где читатель может оплатить абонемент и поучить доступ ко всей библиотеке. Правда автору от этого достается гулькин нос на тех площадках, где он выложил свои книги на продажу. Нужна функция, где автор мог бы дать читателю доступ ко всем его книгам, выложенным на сайте за определенную сумму – нужна просто графа «Оплатить доступ ко всей библиотеке автора или пометить галочкой перечень книг» и тогда система сама выберет скидку, заложенную в настройках автором. То есть у этого сервиса есть перспективы роста и улучшения.

Вот такими мыслями поделился, а в  остальном думаю вы сами разберетесь.

Надеюсь был чем-то полезен,

- Ваш, О.Г.

 

Надеюсь был чем-то полезен,

- Ваш, О.Гаряев

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий