«Я себя вообразил» Как понять, что ты настоящий писатель?
Я давно хотела написать эту статью. Писатели бывают коммерческие и ... просто. Не придумала я им названия, вот. Все названия для этой категории вводят в заблуждение.
Коммерческие и Ненастоящие? Неправда. Они ещё какие настоящие.
Писатели-любители? Ха-ха. Такой "любитель" может писать на порядок лучше коммерческого.
Творческие писатели? Ну у коммерческих ребят тоже работа творческая. Так что тогда можно подумать, что одни творческие, а другие нет, а это неправда.
Короче. Коммерческие пишут ради денег. Не потому, что они злые и нетворческие люди, просто это основная цель — заработать на книгах (рассказах/статьях/нужное вставить). Кто-то булочки печёт, кто-то учитель, кто-то юрист, кто-то психолог, а кто-то хочет быть писателем. По серьёзке. Вот прямо, чтобы это была работа.
Вторая же категория писателей, "некоммерческая", пишет для души.
Ради того, чтобы выразить себя в книге, чтобы передать людям что-то важное и ценное. Чтобы получить кайф от того, что они пишут. Разрядку какую-то себе дать. Не зря же текстотерапия есть в психологии. Выписывание своих мыслей хорошо разгружает мозг. То есть для вторых ребят писательство — это своеобразная медитация (без всякой там эзотерики).
И это не значит, что у коммерческих писателей всего этого нет. Есть, но для них это наименее важно, чем прибыль.
Если некоммерческие писатели никогда не будут писать "из-под палки" и на те темы, которые им не нравятся, то коммерческие это могут и практикуют.
Чтобы вам было понятнее, как я это вижу, крайняя степень коммерческого писателя, это человек, который пишет шаблонные книги, находящиеся на хайпе. Быстро и отвратно. Иногда даже нанимая для этого литературных негров (ОМГ! Расизм! Я не виновата, называются они так).
"Человек штампует книги пачками". Вот это про него.
Крайняя степень некоммерческого писателя, человек, который вообще не задумывается о читателях, и пишет что-то цепляющее лично его. Потому что автора так прёт. Он может писать в стол. Его книги часто незакончены, а в блоге творится какой-то бессвязный поток мыслей, понятный только ему самому.
Этакий "Я художник, я так вижу, а вы ничего не понимаете в искусстве!".
Обе крайности плохи, а реальность где-то посередине. В жизни термальные стадии встречаются редко. И основное различие коммерческих и некоммерческих писателей в том, что одни ребята хотят денег, а другие либо вообще их не хотят, полагая, что творчество не продаётся. Либо отношение у них такое: "Деньги — это было бы неплохо, но если их нет, то и фиг с ним".
И поскольку такого деления "на фракции" официально нет, эти ребята часто ссорятся между собой, выясняя, кто же на самом деле настоящий писатель, и что же такое "истинное творчество". Это стандартная схема психики — хотеть, чтобы вы были, как я. Особенно, когда нет чётких критериев.
Проще говоря, встречаются в Кузнице два писателя. И оба думают, что раз они одинаково называются [писатель], то и "внутри", по ценностям они ничем не отличаются. И оба писателя полагают, что они встретили родственную душу. И начинают делиться с ней своими переживаниями. Только на самом деле один писатель "творческий", а другой "коммерческий".
Тогда между ними происходит примерно следующий диалог (реплики утрированы, но смысл не потеряли):
— Я вот несколько лет не могу написать книгу, — говорит творческий писатель.
— А что тут сложного? Бери и пиши, — возражает коммерческий.
— Как?! Из под палки?! Без музы? — ужасается первый.
— Ну конечно! Муза для лохов, — говорит второй. — У меня вон график есть и норма. Хочешь скину тебе своё приложение для ведения графиков? Очень удобное! У меня другая проблема. Покупают плохо.
— Разве это проблема? — отвечает первый, — главное же, что ты творишь! И тебя читают! А на творчестве вообще не заработаешь.
— Да вон ребята зарабатывают по 100 000 в месяц, — возражает коммерческий.
— Но они же продают душу! — пишет творческий. — В этих книгах нет смысла.
В итоге оба писателя рано или поздно начинают считать друг друга графоманами. Потому что для коммерческого писателя бесполезная писанина — это та, которая не приносит прибыли (в виде денег, либо аудитории). А для некоммерческого графомания — это писать банальную жанровую литературу ради бабла.
К чему я это всё?
К тому, что иногда сложно понять кто же из нас настоящий писатель. И когда вообще вот это вот "пописываю для себя" становится чем-то писательским?
И вот мои выводы после года активного общения с писателями разного уровня и мастеровитости:
Во-первых, мы все писатели. Настоящие и действительные. С разными целями и задачами, с разными приоритетами и вкусами, но от этого не менее реальные и значимые. Каждый, кто пишет — писатель. Даже если один строчит эротические романы, а другой ждёт музу по полтора года. Даже если у одного 20 книг, а у другого только блог "Мысли вслух".
Во-вторых, "коммерческий" и "некоммерческий" писатель — это две полярные стороны. Два разных мира, которые играют по разным правилам. Таким образом, к сожалению, постулат "писать для души и зарабатывать этим деньги" недостижим. Я тоже в шоке, но факт. В нём скрещены только плюсы от обоих сторон, и это единорожка, которую все хотят, но никто не получит.
Какой-то баланс для себя между прибылью и удовольствием найти, конечно, можно. Но усидеть на двух стульях — нет. И я хочу, чтобы мои подписчики осознавали это, ведь подобным идеалом часто манипулируют, чтобы что-то продать.
В общем, если кто-то предлагает вам и то и другое без хлеба, он лукавит. По факту будет либо мало денег, либо мало удовольствия (в зависимости от того, к какой касте писателей относитесь вы).
А в-третьих, я веду тому, что неплохо бы для себя определиться с тем, какой вы писатель. Коммерческий или некоммерческий? Эта определённость избавит вас от многих мучений вроде "почему я никому не известен" или "почему я пишу, то что мне не нравится".
А самое главное избавит вас от ощущения "почему вокруг меня так много "неправильных писателей". Или ещё хуже: "А настоящий ли я?"
Спокойно, народ. Мы все настоящие. И ты, и я. Просто цели у каждого разные.
В общем чего бы вы от творчества ни хотели, будьте в гармонии с собой и дружите со своими коллегами. Даже если их интересы иногда кажутся странными для вас.
Успехов в творчестве!
© Зинаида Живило
Кстати, как думаете, как правильно назвать вторую категорию писателей?