Язык и чувства
Недавно на уроке зашла тема с учеником, и я решил написать пост об этом. Наверняка вы встречали людей, которые говорят безжизненными, шаблонными фразами, кастрированным сленгом, который просто передает эмоциональные междометия. Обычно этим языком говорит молодежь, пугая старшее поколение. Но ведь, а как иначе? Молодежь примитивна, у них нет богатого опыта чувств и переживаний, поэтому им достаточно таких обезьяньих выкриков, чтобы описать их жизнь и то, что они чувствуют. Им негде взять этот опыт (возможно, пока), поэтому у них нет шанса задуматься о том, где найти средство выражения этого опыта.
Вы, наверняка, помните, что и ваши родители пугались вашего языка. Но ведь наверняка сейчас-то вы себя ограниченным не считаете. Как-то же выросли. Ну, вот, насколько ваша гамма чувств, ваше эстетическое чувство развились, настолько и неограничены.
Куда же деваются эти недоразвитые дети? Выправляются? Все-таки вырастают нормальными взрослыми? Не все. Кто-то выправляется, кто-то нет, но мы их не замечаем, потому что с возрастом формируем круг общения примерно нашего уровня. А они формируют свой.
Теперь, при чем тут язык?
Человек, у которого богатый язык, чувствует глубже, палитра его чувств и впечатлений разнообразнее. Почему? Потому что где ему взять богатый язык? Из книг, из общения. То есть человек слушает/читает истории, проживает чужие жизни, учится на них, сопереживает. Вот оно! Он встречает историю, которой с ним не случалось, но испытывает чувства, как один из участников. И вот, у него уже есть опыт переживания, описанный словами автора, в книге. Поэтому он уже может пережить такой опыт еще раз и даже его выразить. Если история человека поразила, он пытается ее запомнить, пересказать. Таким образом, благодаря языку, личность становится богаче, полнее, ярче.
Многие дети отрывают мухам крылья и лапки, могут ударить кошку или собаку, за то, что она не хочет с ними играть или даже просто так, в порыве эмоции, могут убить жука, ударить родителя. Они просто реагируют на внутреннюю потребность выразить несогласие. Но эти же дети, если они без патологий, массово перестали мучить животных, прочитав/посмотрев Белого Бима Черное Ухо. Не будем тут о психопатичных социопатах, у них есть, конечно, свои паттерны, им тоже можно подобрать то, что отозвалось бы в их куцых эмонаркоманских душонках. Так вот, эти дети, посмотрев/прочитав произведение, получили бесценный опыт и стали глубже чувствовать, понимать, иметь потребность объяснять другим - а это уже нельзя сделать без языка. Развитие чувств, и, как следствие, эстетики, и, опять же, как следствие, нравственного внутреннего идеала, неразрывно связано с обладанием языком. Чем богаче язык, тем богаче личность.
У Френсис Бернетт в ее книге Маленький лорд Фаунтлерой есть прекрасный абзац, который показывает нам срез общества того времени. И нас бы он должен напугать, потому что мы катимся-то туда же. Вот это дает необразованность.
Вот он:
"Дик тоже заморгал, глаза у него увлажнились. Он был простецким парнем, и вряд ли бы ему удалось, даже если бы он попытался, выразить свои чувства; может, поэтому он и не стал пытаться, а лишь моргал глазами и судорожно глотал, чувствуя, что к горлу у него подступает комок."
Если мы не читаем богатые описанием психологизма книги, мы не понимаем, что мы чувствуем, а потом и чувствовать перестаем, потому что у нас нет ситуаций, где бы мы могли это почувствовать.
Поэтому, читайте и говорите!
Все эти лживые фразочки, про то, что кто не понимает ваше молчание, тот не поймет и ваших слов - оправдание нищеты личности.