Закон бутерброда

Выпавший из рук бутерброд, как известно, норовит упасть непременно маслом вниз. Фаталисты утверждают, что это одно из проявлений знаменитого закона Мерфи, который гласит: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». Но действительно ли тут замешаны зловредные мистические силы?
Попробуем разобраться в этом явлении путем несложных логических рассуждений. А дабы не задевать ничьих эстетических чувств, условимся, что имеем дело с неким виртуальным бутербродом, который можно ронять бессчетное число раз.
Итак, начнем. Поскольку плотность хлеба и масла примерно одинакова, то теоретически вероятности падения бутерброда на ту или иную сторону равновелики. То есть, пятьдесят на пятьдесят.
Если бутерброд сразу же упал маслом вниз, то он однозначно прилипает к полу. Вопросов нет.
Но, упав другой плоскостью, бутерброд – за счет упругих свойств хлеба – подскакивает. Подскочив, он снова может упасть двояким образом с той же вероятностью: пятьдесят на пятьдесят.
Иными словами, общий счет уже становится 75 : 25 в пользу закона Мерфи.
Надо иметь в виду и то обстоятельство, что бутерброд обычно делают из батона, имеющего форму усеченного конуса, и всегда намазывают более широкую сторону. А это еще несколько процентов к варианту «маслом вниз».
Далее. Бутерброд может упасть боком, результатом чего станет высокий подскок ( см. выше ).
Наконец, помимо перечисленных рациональных составляющих нельзя забывать об иррациональной, когда наше подсознание восклицает «ах!», передавая падающему телу частичку отрицательной энергии.
Вот и выходит, что по законам обычной статистики из каждых десяти упавших виртуальных бутербродов восемь – девять просто обязаны ложиться маслом вниз.
Чистая математика. И никакой мистики!
Вообще же, касаясь научных изысканий в области «бутербродных» теорий, следует отметить, что нет здесь более сведущих специалистов, чем англичане.
Недавно группа британских ученых, выполняя задание одной пищевой фирмы, вывела математическую формулу идеального бутерброда. Формула эта слишком громоздка, чтобы приводить ее тут целиком. Куда компактнее выглядит ее перевод на «кухонный» язык. Звучит он так: «Поджаривайте хлеб при температуре не менее 120 градусов в течение двух минут. Масло возьмите прямо из холодильника и намазывайте его на поджаренный хлеб. При этом тщательно следите, чтобы толщина слоя масла составляла одну семнадцатую от толщины хлеба».
Данных о том, пользуются ли британские ученые за завтраком собственными рекомендациями, не имеется. С теоретиками всегда так.
А вот самые искушенные практики в области бутербродов – это, вне всяких сомнений, датчане. В Копенгагене и других городах существует сеть специализированных магазинов по продаже только бутербродов. Выбор широчайший – свыше 200 видов на все вкусы и кошельки: от классического ломтика хлеба с маслом до многоэтажного шедевра кулинарного искусства под названием «Любимый бутерброд Ханса Кристиана Андерсена». Это аппетитное чудо состоит из прослоек бекона, колбас, сыра, ливерного паштета, студня, помидоров, белой редиски и зелени, разделенных ломтиками хлеба. Едят его, снимая слой за слоем. Понятно, что столь ответственный процесс требует предельной сосредоточенности. Тут уж не до формул!