Жил когда-то рыцарь бедный,,,
33 года (1394-1427) провел в скитаниях по Европе, Азии и Африке немецкий крестоносец Иоганн Шильтбергер, прежде чем вернуться на родину. Его воспоминаниями зачитывались соотечественники еще в 15-м веке. Некоторые из приведенных им фактов более поздние историки назвали вымыслом, однако же, именно его, Шильтбергера, сведения помогли раскрыть, по меньшей мере, одну жгучую историческую тайну, правда, более пяти веков спустя…
ГНЕВ БАЯЗИДА МОЛНИЕНОСНОГО
Жил на свете рыцарь бедный. Звали его Иоганн Шильтбергер и был он родом из Баварии.
По бедности Иоганн не мог приобрести для себя ни коня, ни военного снаряжения, и потому пришлось ему идти в оруженосцы к более состоятельному рыцарю – Леонгарду Рихардтингеру, которого он стал называть “мой господин”.
Времена были тревожные.
Турки-османы, утвердившись в Анатолии, приступили к планомерному завоеванию европейских территорий Византии. Вскоре под их властью оказались многие болгарские и сербские города.
15 июня 1389 года состоялось кровопролитное сражение на Косовом поле между объединенными силами Сербии и Боснии с одной стороны, и турками-османами с другой.
И хотя отважный сербский воин Милош Обилич сумел проникнуть в шатер турецкого султана Мурада и убить его, но положение турок спас сын убитого Баязид, получивший прозвище “Молниеносный” за быстроту, с которой он осуществлял свои стратегические операции.
Под его водительством турки захватили всю Болгарию, Сербию, Македонию и Фессалию и устремились еще дальше – к Венгрии.
Государи ведущих европейских держав – Франции, Италии, Англии, Германии, Испании, Чехии и других – не на шутку встревожились и решили, наконец, выступить крестовым походом против турецкого нашествия.
Рыцарей-крестоносцев вел венгерский король Сигизмунд, будущий император “Священной Римской империи”.
Среди многочисленного рыцарского воинства был и Леонгард Рихардтингер, у которого уже два года служил оруженосцем Шильтбергер.
Противники сошлись около болгарского города-крепости Никополя, близ устья реки Шиль, впадающей в Дунай.
Сражение началось 15 сентября 1396 года и закончилось полным разгромом христианского воинства, обратившегося в паническое бегство.
Вот как описывает исход битвы сам Шильтбергер:
“Рыцари же и прочие воины, видя, что король (Сигизмунд) бежал, также указали тыл, и многие из них бежали к Дунаю, где некоторые добрались до кораблей. Примеру их хотели подражать другие. Но так как корабли уже были наполнены людьми, то отрубали руки тем из них, которые еще хотели к ним добраться, так что они утонули. Другие пропали в горах во время своего бегства к Дунаю…
Число взятых в плен было еще значительнее, чем число убитых”.
Среди пленных оказался и сам Шильтбергер.
А его господин пал в сражении, когда пытался пробиться к кораблям.
Но и турок в битве полегло немало.
Султан Баязид, потрясенный потерями в своих рядах, поклялся, что кровь убитых не останется без отмщения, и велел своим воинам привести на поле всех пленных.
Одного из наиболее знатных пленников – герцога бургундского – Баязид заставил быть свидетелем намечавшейся бойни.
Герцог сумел лишь выпросить пощаду для нескольких своих вельмож, на что турецкий султан дал согласие.
Затем Баязид приказал, чтобы каждый из его воинов умертвил отсечением головы всех “своих” пленных, захваченных в этой битве.
По свидетельству Шильтбергера, кровопролитие продолжалось с утра до вечера, а всего в этот день было обезглавлено до 10 тыс. пленных.
Молодого немца, получившего в сражении три опасные раны, спасло лишь то, что турки по неписанной традиции не убивали тех, кому еще не исполнилось двадцати лет.
Документов у пленных, конечно, никто не спрашивал. Возраст прикидывали на глазок, и если пленник выглядел почти подростком, то его щадили. В этом смысле Иоганну повезло. Кровавая очередь обошла его стороной. Но надолго ли?
Ведь Баязид, чей гнев никак не мог улечься, требовал новых жертв.
Лишь после того, как собственные вельможи султана преклонили перед ним колени и попросили его не гневить Всевышнего чрезмерной жестокостью, Баязид остановил казнь, выбрал из оставшихся пленных часть для себя, а остальных оставил тем, кто захватил их в бою.
Так юный оруженосец стал личным пленником турецкого султана.
БИТВА ПРИ АНКАРЕ
После непродолжительных скитаний по военным лазаретам и лагерям, Шильтбергер вместе с 60-ю другими рыцарями был увезен Баязидом в столицу султанской Турции Брусу (Бурсу).
Однажды несколько пленников, к которым присоединился и Шильтбергер, пытались бежать, однако были настигнуты и брошены в темницу, где провели девять месяцев.
Но затем Иоганн был прощен и даже принят на дворцовую службу, где вскоре молодецки гарцевал в свите султана.
В целом Баязид терпимо относился к представителям покоренных европейских народов. Так, среди его личных стражников было немало сербов, а лучшая кавалерия также состояла из сербов во главе с князем Стефаном Лазаревичем.
Через какое-то время Баязид, связанный союзным договором с египетским султаном, послал тому на помощь по его просьбе 30-тысячный экспедиционный корпус, в составе которого оказался и Шильтбергер.
Так в биографию баварского наемника была вписана африканская глава.
На берега Босфора Иоганн вернулся лишь в начале 1402 года.
Но не в добрый час произошло это возвращение!
Как раз накануне в борьбу с доселе непобедимым Баязидом вступил другой, тоже не знавший еще поражений завоеватель Востока, великий эмир Тимур.
В 1400 году Тимур вторгся в “зону ответственности” Баязида и захватил многие города в Малой Азии и Сирии.
Решающее столкновение двух прославленных полководцев произошло 28 июля 1402 года под Анкарой. В своей победе не сомневался ни один, ни другой.
Это было одно из самых грандиозных сражений из всех известных истории.
По некоторым сведениям, в тот день в долине северо-восточнее Анкары сошлись врукопашную более миллиона воинов!
Битва закончилась полным разгромом Баязида. Сам султан был взят в плен. Та же участь постигла и многих его воинов, включая Шильтбергера.
Победив Баязида и захватив огромную добычу, Тимур, сам того не ведая, отсрочил более чем на полвека завоевание турками-османами Константинополя.
С пленными, захваченными при Анкаре, Тимур обошелся милостиво. Как и было заведено, лучших воинов он отобрал для своих войск и увел их с собой в Самарканд.
Так Шильтбергер попал в отряд наемников-европейцев, находившихся непосредственно при дворе великого эмира.
ВЗЯТИЕ ТЕБРИЗА
Служба у “потрясателя Вселенной” продолжалась недолго.
Тимур умер в феврале 1405 года, ясно указав в своем завещании имя наследника - своего внука Пир-Мухаммеда.
Однако не успели еще состояться похороны усопшего, как царевичи и эмиры, которые при жизни повелителя стремились быстро и в точности исполнить любое его приказание, начали друг с другом феодальную войну за “тимурово наследство”, не признавая уже ничьих авторитетов.
В огромном государстве, которое прежде Тимур крепко держал в кулаке, начался период смут и распрей.
Свой выбор нужно было сделать и немецкому наемнику.
Шильтбергер поступил на службу к младшему сыну Тимура - Шахруху, который правил в Герате.
Другой сын Тимура - Мираншах владел Северо-Западным Ираном со столицей в Тебризе. Этого царевича считали безумным, после того, как в 1396 году он упал с лошади во время осенней охоты, сильно ударившись головой.
Тем не менее, Мираншах наравне с другими тимуридами тоже включился в междоусобные войны, заручившись поддержкой своего сына Абу-Бекра, о котором говорили, что он может одним ударом меча разрубить пополам трехгодовалого быка.
В 1406 году предводитель туркменского союза кочевых племен Кара-Юсуф изгнал Мираншаха из Тебриза.
Обиженный царевич обратился за помощью к брату Шахруху.
Тот прислал ему 30-тысячное войско, в составе которого находился и рыцарь Шильтбергер.
Бесконечные схватки, в которые втягивались всё новые персонажи, шли с переменным успехом.
В 1408 году в окрестностях Тебриза произошло очередное сражение, в котором Мираншах потерпел поражение и был взят в плен.
Очевидно, среди пленных оказался и Шильтбергер, поскольку только в этом качестве он мог бы стать свидетелем последующей расправы с Мираншахом.
По словам Шильтбергера, Кара-Юсуф (автор называет его Иосифом) лично приказал отрезать у царевича голову, насадить ее на копье и выставить перед стенами Тебриза, дабы побудить горожан к сдаче.
Шильтбергер утверждает, что видел это собственными глазами, и даже объясняет, почему это произошло.
Якобы, много лет назад первый сын Тимура Джахангир был убит братом Кара-Юсуфа Мисром. Позднее Миср попал в плен к Мираншаху, который предал его мучительной смерти. И вот теперь Кара-Юсуф якобы отомстил за брата.
Так или иначе, но Тебриз был взят именно благодаря этой устрашающей акции.
К эпизоду казни Мираншаха мы еще вернемся, а пока продолжим рассказ об одиссее оруженосца.
В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ
После гибели Мираншаха, Шильтбергер перешел на службу к его сыну Абу-Бекру, который успевал еще вмешиваться в междоусобную борьбу, что велась у северных соседей - в Золотой Орде.
Он держал в своей свите золотоордынского царевича Чекре, рассчитывая посадить его в своих интересах на престол в этом бескрайнем государстве, простиравшемся от Крыма до Сибири.
В тот период в Золотой Орде правил бал временщик Едигей, который возвышал либо смещал ханов по собственному усмотрению. В результате правители Орды менялись с калейдоскопической быстротой. Например, некий Давлетберды правил всего три дня.
Решив однажды, что звездный час Чекре настал, Абу-Бекр направил его в Орду, дав в сопровождение охранный отряд из 600 всадников, среди которых был и Шильтбергер.
Со своей стороны, Едигей обещал возвысить Чекре.
Однако выполнять свое обещание временщик не спешил, так что Шильтбергеру, охранявшему Чекре, пришлось провести в Золотой Орде еще целый десяток лет, участвуя во многих походах, в том числе в Крым и в Сибирь.
Лишь в 1419 году Едигей посадил, наконец, Чекре на престол, а сам вскоре погиб в одной из междоусобных войн. Но и Чекре правил недолго, найдя свою смерть всего через десять месяцев в непрекращающейся борьбе за власть с другими претендентами.
Шильтбергер был вынужден искать себе нового хозяина в пределах всё той же Золотой Орды. Возвращение на родину становилось почти несбыточной мечтой.
Но вот однажды он оказался в компании пяти таких же рыцарей-скитальцев в Крымском ханстве в Кафе (теперь Феодосия). В порту как раз готовилось поднять паруса подходящее судно. Почему бы не воспользоваться счастливым случаем?
Началось долгое путешествие через Батум, Амастрис, Синоп, Константинополь, Валахию, Краков, Эгер, Регенсбург…
И вот в 1427 году, после 33-х лет отсутствия, он вернулся в края, где проходило его детство…
На этом автор обрывает свою рукопись.
СОМНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
Повествование о странствиях Шильтбергера пользовалось популярностью в Германии в 15-16 вв., а позднее было признано как исторический документ учеными Германии и Франции.
Прославленный русский историк Н.М.Карамзин отозвался о достоинствах рукописи строже. Он указал, что хотя Шильтбергер действительно побывал в описанных странах, но все его известия “неясны и бестолковы”.
Мемуары содержат множество неточностей. Например, численность армии Тимура автор доводит до 1млн. 200 тыс. человек. Шахруха он называет старшим сыном Тимура, хотя тот был младшим.
Мало кто из историков верил рассказу Шильтбергера о казни Мираншаха, а в особенности о водружении его головы на пику. Ведь тем самым Кара-Юсуф бросал вызов Шахруху – старшему и самому могущественному из оставшихся тимуридов, рискуя при этом собственной головой.
Более правдоподобной считали версию, выдвинутую средневековыми восточными летописцами. По ней Мираншах был убит в бою одним из туркменских нукеров, который, не зная, кого именно он сразил, снял с него богатые доспехи, а затем отрезал ножом голову.
Кара-Юсуф, опасаясь мести со стороны Шахруха, якобы казнил нукера за своевольный поступок, а голову и тело Мираншаха с извинениями отослал в Самарканд.
Предварительно труп был подвергнут частичной мумификации и высушиванию, после чего его зашили в кожу (голову отдельно).
Доставку скорбного груза поручили некоему дервишу, не дав ему, однако, никакой охраны.
Согласно летописям, дервиш честно исполнил свою миссию, доставив останки Мираншаха в Самарканд, где те были захоронены в гробнице Гур-Эмир.
Но и эта версия имела много белых пятен.
Вплоть до рубежа 40-х годов 20-го века многие историки выражали сомнения по поводу достоверности ряда событий, связанных с Мираншахом.
Действительно ли он был безумным?
Мог ли рядовой дервиш, имея в своем распоряжении лишь осла, доставить останки Мираншаха из Тебриза в Самарканд, проделав нелегкий путь в две тысячи километров через воюющий, раздираемый междоусобицами регион?
Не произошла ли банальная подмена трупа, не был ли погребен в знаменитом мавзолее Гур-Эмир другой умерший вместо Мираншаха?
Сомнения по поводу последнего вопроса выглядели особенно обоснованными.
Дело в том, что мавзолей Гур-Эмир имеет верхний, парадный, зал и подземный склеп. Могилы с надгробиями расположены, естественно, в склепе, однако в верхнем зале имеются дублирующие, парадные, надгробья, тоже с посвятительными надписями, топографически соответствующие могилам в склепе.
Надгробье Мираншаха в верхнем зале имеет надпись, а вот его могила в склепе, в отличие от всех остальных, не имела династической плиты с надписью. Так может, это не случайно? Может, в могиле Мираншаха действительно лежали останки другого человека?
Долгое время считалось, что тайна злосчастной судьбы Мираншаха, третьего из четырех сыновей Тамерлана, погребена под пластами времени навсегда.
НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В мае-июне 1941 года экспедиция Академии наук Узбекистана производила раскопки в мавзолее Гур-Эмир, вскрыв пять захоронений: Тимура, его сыновей Мираншаха и Шахруха и его внуков Улугбека и Мухаммед-Султана.
Изучение останков как раз и должно было ответить на многие вопросы, не дававшие покоя историкам.
При вскрытии и разборке захоронений ведущую роль играл известный советский антрополог профессор М.М.Герасимов.
В ряду других им был тщательно исследован череп Мираншаха, отделенный от скелета.
Вообще, оказалось, что все тимуриды страдали одной и той же патологической чертой, а именно так называемой левосторонней плагиоцефалией, степень которой в общих чертах выражалась одинаково, независимо от возраста и конституционных особенностей погребенного.
Череп Мираншаха имел точно такую же форму патологической деформации.
Это убедительно свидетельствовало о едином, кровном происхождении всех пяти изучаемых черепов, включая череп Мираншаха.
(Значит, дервиш выполнил-таки свою миссию!)
При этом ученый обнаружил гипертрофию мозгового черепа Мираншаха, что, вероятнее всего, было связано с болезненными явлениями головного мозга, то есть, безумием.
Другой вывод Герасимова: братья Мираншах и Шахрух были рождены от одной матери – европейки по крови.
Характерные зазубрины на шейных позвонках могли быть получены только в процессе обезглавливания Мираншаха.
Герасимов пришел к заключению, что третий сын Тимура был обезглавлен так называемым старым азиатским способом. Победитель хватал левой рукой поверженную жертву за лицо, резким движением запрокидывал голову назад и сильным ударом ножа, воткнутого сбоку, перерезал горло, после чего отделял голову от шейных позвонков скользящими ударами ножа.
Кроме того, на внутренней поверхности затылочного отверстия были отмечены четыре углообразные вмятины, расположенные крестом. Такое нарушение целостности кости возможно себе представить при условии насаживания отрезанной головы на острие ромбовидного сечения, например, копья.
Таким образом, версия немецкого крестоносца оказалась вполне достоверной. Именно Кара-Юсуф отдал приказ обезглавить знатного пленника и поднять его голову на пике. Но, очевидно, позднее, по здравому размышлению, Кара-Юсуф решил представить дело иначе, предав гласности другую версию гибели Мираншаха, якобы случайно погибшего от руки нукера, и отослал его тело в Самарканд.
Так, спустя 533 года, не без помощи мемуаров Шильтбергера, на которые ссылается и Герасимов, была раскрыта тайна гибели Мираншаха.
Позднее Герасимов на основе своих исследований создал скульптурные портреты Тимура, Мираншаха, Шахруха и Улугбека.
* * *
По окончанию научных работ, которые проводились, несмотря на военное время, все кости были тщательно законсервированы с глубокой пропиткой воском и канифолью. Специальная комиссия совершила ритуал погребения останков. Тимуриды были вновь захоронены в своих могилах в том положении, какое занимали в момент вскрытия. В каждый саркофаг были помещены акты вскрытия прахов. Эти документы были написаны древней тушью на старинных азиатских пергаментах на трех языках – древне-узбекском, русском и английском. Затем акты запаяли в стеклянные ампулы, а те вставили в специально изготовленные мраморные чехлы.
Что касается рукописного списка сочинения Шильтбергера, то он и поныне хранится в Гейдельберге. Книга воспоминаний, которая носит название “Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке (с 1394 по 1427 гг.)” неоднократно переиздавалась во многих странах, в том числе в России.