"Жизнь наизнанку" (Дора Шабанн)

Знаешь, когда я, возвращаясь из плаванья, говорю тебе "здравствуй",
то это не слово, а белая ветвь сирени,
потому что оно рождено из солнечной боли странствий,
пульсации мышц, зазеркалья памяти и яростных откровений.
Знаешь, только с тобой я до краёв наполняюсь явью огненно и безвозмездно.
Я беру тебя на руки, сотканную из ветра, тёплую как ребёнок,
и чувствую каждым нервом, что если ты прекратишься, или тебя по крупице впитает бездна,
то я из горячего кремня продолжусь в зазубренный рваный осколок.
Сердце пустыни - родник, оттого волнистый песок на рассвете лучится мёдом,
и не вместишь, не обнимешь взглядом неизреченность дали.
Сердце моё - ты, потому пока я дышу под вздымающимся небосводом, -
буду горстями вычерпывать страхи твои и печали.
Если исчезнешь, то сквозь тернии, дёрн, окаменелости, глину
я продираться начну к тебе ростком, сколько хватит в нём травяной и упрямой силы,
неся как стяг нелюбовь к бездействию как к первопричине
того, почему все мы не пламенеем, а лишь звеним, пустеем и стынем.
Ты - возможно последняя и единственная моя святыня,
оттого никто и ничто у меня тебя не отнимет.
(Татьяна Георгиева)
Жизнь в розовых очках
Жизнь некоторых семейных пар напоминает великолепно срежиссированный спектакль. В выгодном свете подаются материальное изобилие и внешний лоск, сверкают отрепетированные улыбки, звучат неискренние уверения в гармонии и любви. Невзыскательную публику обмануть довольно просто: всем нравятся романтические истории со счастливым финалом. И в книгах, и в жизни. Но вдруг по каким-то еле заметным признакам понимаешь, что тебе лгут, показывая идиллическую постановку, а настоящая-то жизнь с ее волнениями, страданиями и поражениями проходит за кулисами. Неприятное ощущение. Но еще более страшная картина вырисовывается в том случае, когда муж и жена, не замечая проблем или не придавая им особого значения, сами уверены в непоколебимости своего фальшивого счастья, списывая осторожные, а иногда и вполне прямолинейные замечания окружающих на вселенскую зависть, заявляя с улыбкой, что их все устраивает и все так живут. И ведь они действительно так считают! Потому что любимые розовые очки не снимают даже ночью.
У Доры Шабанн нет ванильно-зефирных историй. Все они пронзительные, болючие и такие, знаете, психолого-терапевтические. Но именно роман "Жизнь наизнанку" оставил горькое послевкусие и вполне реальное ощущение комка в горле.
В основе сюжета лежит любовный многоугольник. Точнее, даже какая-то безумная ломаная линия, с помощью которой Илья Фирс пытается пробраться в треугольник, образованный Милой Стрельниковой и братьями Силуяновыми. И, как вы понимаете, интересует его отнюдь не мужская составляющая этой геометрической фигуры.
А началось все с того, что Илья Фирс захандрил.
К тридцати пяти годам мне не завидовал только ленивый, а это смешное прозвище из детства: "владелец заводов, газет, пароходов" я давно считал милым комплиментом.
Потому что в целом оно отражало действительность.
У меня отсутствовали проблемы со средствами, имелся работающий и приносящий приличную прибыль бизнес. Сам я был хорош собой, здоров, жизнью доволен. Пережив возраст Христа, я имел все, что хотел бы пожелать.
Проблема была в том, что я не желал ничего.
А чего желать, если у меня все есть?
И вот тут-то ко мне как раз и подкралась скука, приведя с собой уныние.
И в это непростое для товарища Фирса время на его пути повстречалась Люся Стрельникова. Вот лучше бы обошла окольными тропами, честное слово. Сначала он был сражен, оглушен и покорен талантом художницы. Потом его зацепило равнодушие в ее глазах. Не привык к такому наш мачо! А потом...
... нездоровая, покореженная в детстве психика Ильи Анатольевича уже загорелась, запечатлелась и выбрала себе единственную.
Ту самую, единственную.
И стала ей, как вполне понятно, Людмила Стрельникова.
Думая о чувствах Ильи, я и подбирала эпиграф. Знаете, это уже не просто любовь, но обожание, граничащее с одержимостью. Его не останавливало даже то, что Люся дважды несвободна и счастлива. И Фирс был бы совсем не против преобразовать треугольник в квадрат, только Силуяновы категорически отвергали такую возможность.
Интересную характеристику Дора Шабанн дает Илье: "Герой жесток, одержим и с приветом: немного маньяк, чуть-чуть вуайерист и слегка того..." Разве такой человек смирится с поражением, отойдет в сторону? Он просачивается в жизнь Люсеньки всеми возможными способами: соседство, дружба с детьми... Несмотря на предупреждения, намеки и даже откровенные угрозы со стороны клана Стрельниковых - Янтарских, он всегда рядом с Милочкой. А потом Фирс сделал неожиданный ход, благодаря чему вообще стал членом могущественной семьи. Он женился на Ядвиге Янтарской - кузине своей недоступной любви. Супруга для Ильи - пропуск, ключ, код доступа к счастью.
... Вига не питает иллюзий. Мы с ней все уже давно обсудили:
- Мне нужна стабильность, безопасность, благополучие. И дети.
- Легко. Мне не нужны проблемы, истерики, слезы, ревность и мозгоедство.
- Договорились.
А уж как обеспечить жене наследников - я придумаю.
Ядвига производит впечатление холодной, замкнутой, прагматичной особы, хоть и воспитанной в лучших традициях правильных девочек, но приземленной опытом разочарований. "Взамуж" является для нее обязательным критерием оценки удачливости, состоятельности и счастья. Ее рассуждения, может, и кажутся мне неоправданно оптимистичными и даже несколько наивными, но, блин, какая девушка, выходящая замуж по расчету, не хочет, чтобы отношения с мужем трансформировались в любовь?!
Конечно, я прекрасно понимала, зачем и почему он это делает, но, во-первых, мне было давно пора замуж, а во-вторых, сам Илюша был, ну, просто идеалом мужчины.
А я решила, что справлюсь.
Я же всегда добиваюсь, чего хочу.
... - Я буду о нем заботиться, рожу ребенка, буду во всем соглашаться и любить его изо всех сил. Верно и преданно. Только его. ... Я обязательно этому научусь. И он, конечно же, увидит, поймет, оценит и обязательно меня полюбит в ответ.
Старшая сестра посмотрела на меня, как на идиотку, но ничего не сказала. Потому что у меня был годный план:
- Мы справимся. Он вылечится от своей зависимости, а я получу ту семью, о которой мечтала.
Да, так и будет.
Сбудутся ли наполеоновские планы Ядвиги или Илья так и будет греться в лучах солнца по имени Милочка? Хеппи-энд? О, наши герои в этом просто уверены! Ведь все сложилось так, как они мечтали. И проблем никаких они в упор не видят. Или не хотят видеть.
Как по мне, то семейству Фирс пора вести мастер-классы по ношению розовых очков, настолько они преуспели в этом деле.
Является ли финал книги хеппи-эндом в моем понимании? Знаете, своему сыну я бы такой судьбы не пожелала. Это самоунижение и самоуничтожение, основанное на неумении сделать выбор, принять решение и сказать самому себе "нет". Жизнь, вывернутая наизнанку. Суррогат счастья.
Мой сюрприз для автора - открытки на память. Пусть они будут небольшим напоминанием об этом отзыве.
* в коллажах использованы арты от Арты Бесплатно: для писателей и блоггеров, PARAdis (арты, коллажи), Говорящая с нейросетью, Midjourney -
арты нейросети, Бесплатные Арты (нейросеть) и др.
Благодарю вас!
ОТЗЫВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ О ПРОЧИТАННЫХ КНИГАХ,
ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ И ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
НЕ СОДЕРЖИТ КОММЕРЧЕСКОГО КОНТЕНТА И РЕКЛАМОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.
отзывы живут здесь: