Золотой голос Болливуда
Человек, не имевший классического образования, он был настоящим мастером на все руки. Актёр, преуспевший в комедии, великий певец индийского кино, автор текстов, композитор, продюсер, режиссер и сценарист.
Помимо того, что за свою успешную карьеру он примерял множество образов, Кишор Кумар прожил загадочную жизнь. Об этом свидетельствуют четыре его брака, эксцентричное поведение и закулисная театральность.
Кишор Кумар родился 4 августа 1929 года в Кхандве (ныне штат Мадхья-Прадеш) в семье бенгальского происхождения. Он был одним из четырех детей Кунджалала Гангули, личного адвоката королевской семьи Кхандвы, и Гаури Деви, которая происходила из богатой бенгальской семьи. Кишор был младшим из четырёх детей в семье, у него были два брата Ашок Кумар и Ануп Кумар, также ставшие актёрами Болливуда, и сестра Сита Деви (вышла замуж за продюсера Шашадхара Мукерджи, бабушка актрисы Каджол).
Старший брат Ашок Кумар
Семья Кишора всегда смеялась или закрывала уши, если он пытался что-то петь. Его голос прерывался на звонкое визжание всякий раз, когда он пытался его модулировать. Домашние шутили, что его голос звучал как скрежет бамбука, раскалываемого надвое! Позже его голос стал мелодичным и очаровал всех нас.
Кишор проходил обучение сначала в Pandit Makhanlal Chaturvedi Prathamik Vidyalaya, а затем в New High School. После чего поступил в Indore Christian College, где ранее учились его братья. Кишор Кумар, в отличие от других певцов своего времени, не имел классического музыкального образования. В начале своей карьеры он подражал своему кумиру К.Л. Сайгалу, но позже выработал свой собственный стиль. Его визитной карточкой стал йодль, который он использовал во многих своих песнях.
Кишор Кумар с детства мечтал стать певцом, и, чтобы исполнить мечту, в 18 лет он приехал в Бомбей и для начала получил работу в хоре Сарасвати Деви на киностудии Bombai Talkies, звездой которой был его старший брат Ашок Кумар. Сам он не имел желания становиться актёром, но уступил желанию Ашока сделать из него нового героя Болливуда. Кишор дебютировал в фильме своего брата Shikari (1946). Главную роль он впервые исполнил в фильме Vijaya (1948) в паре с актрисой Ратамалой. Его первые фильмы провалились в прокате, после чего он перешёл на комическую манеру игры, отличавшуюся от стиля традиционных романтических и трагических актёров. Это принесло ему популярность, так как большую часть фильмов того времени составляли именно комедии. Одним из первых его хитов стал фильм Ladki (1953), где он сыграл в паре с Виджаянтималой
Своё первое соло «Marne ki Duayen Kyon Mangu» Кишор Кумар исполнил за Дева Ананда в фильме Ziddi (1948), в котором он также сыграл небольшую роль садовника. Фильм имел успех, а Кишор оставался голосом Дева Ананда вплоть до 1957 года, после чего он стал слишком занят в собственных фильмах. Успех Ziddi принёс ему новые предложения работы в качестве закадрового исполнителя. С фильма Pyar (1950), единственного, где Кишор пел за Раджа Капура, началось его сотрудничество с композитором С.Д. Бурманом, продлившееся вплоть до смерти последнего в 1975 году. На его музыку Кишор исполнил 112 песен.
В 1954 году он выступил в качестве актёра и певца в «Службе» режиссёра Бимала Роя. Композитор фильма Салил Чаудхари], узнав, что у Кишора нет музыкального образования, сначала отказался доверить ему исполнение песен и хотел пригласить для это цели певца Хеманта Кумара. Но Кишору удалось убедить Чаудхари послушать его пение, после чего тот поменял своё мнение.
Продолжив актёрскую карьеру, Кишор играл с ведущими актрисами своего времени, включая Мину Кумари и Мадхубалу. Вместе с последней он появился в фильме «Тот, кто управляет машиной» (Chalti Ka Naam Gaadi), где также сыграли оба его брата. Идея фильма пришла к Кишору, когда он ездил в Бомбей на машине своего отца, чтобы навестить Ашока. Он сам выполнил всю работу продюсера, однако в титрах указал имя своего секретаря Анупа Шарма. На успех он не надеялся, однако фильм стал вторым по величине кассовых сборов в 1958 году. Официально как кинопродюсер Кишор выступил в трилогии, включающей картины Door Gagan Ki Chhaon Mein (1964), Door Ka Rahi (1971) и Door Wadiyon Mein Kahin (1980). Первый из них имел большой успех и был снят с проката только после 24 недель, второй продержался в кинотеатрах 15 недель, а третий с треском провалился. Помимо продюсерской деятельности для своих фильмов, Кишор занимался режиссурой, играл главные роли, писал музыку и исполнял песни. В качестве композитора он впервые попробовал себя в фильме Jhumroo (1961). Но первый опыт написания музыки принёс ему обвинения в плагиате, так как якобы написанная им для фильма песня «Koi Humdam Na Raha» впервые прозвучала в дебютном фильме его брата Jeevan Naiya (1936).
В 1960-х, после нескольких ролей в провалившихся фильмах, Кишор сосредоточился на закадровом исполнении. Он вернулся к сотрудничеству с Девом Анандом, в частности, исполнив за него песни в фильмах «Святой» (1965) и «Похититель ценностей» (1967). Он также записал песню «Ami Chinigochini Tomarey Ogo Bideshini» на стихи Рабиндраната Тагора для фильма «Чарулата» (1964) Сатьяджита Рая Но наибольший успех ему принёс фильм «Преданность» режиссёра Шакти Саманты, где он пел за Раджеша Кханну. Их совместную работу сочли настолько удачной, что в следующие годы Кишор стал «голосом» Раджеша. В «Преданности» он исполнил три песни: «Kora Kagaz Tha Yeh Man Mera» совместно с Латой Мангешкар, «Mere Sapnon Ki Rani» и «Roop Tera Mastana», которая принесла ему первую Filmfare Award за лучший мужской закадровый вокал. Впоследствии он получил ещё семь премий за исполнение соло и дуэтов в фильмах Amanush (1975), «Главарь мафии» (1978), «Маленькое предательство»] (1980), «Преданный слуга» (1982), «Если ты не со мной] (1983), «Пьяница» (1984) и «Море любви» (1985). Из шести композиций, исполненных им в фильме «Пьяница» как единолично, так и совместно с Ашей Бхосле, на Filmfare были номинированы четыре.
Уникальный стиль йодль Кишор перенял у Джимми Роджерса и Текса Морртона
Кишор Кумар исполнял йодль для ряда песен, таких как «Zindagi Ek Safar» (Жест, 1971), «Chala Jata Hoon Kisi Ki Dhun Mein» (Жизнь чудесна, 1972) и многих других. Несмотря на то, что у него не было формального музыкального образования, Кишор Кумар был номинирован на Filmfare 19 раз и выиграл 8 из них!
4 мая 1976 года, после того, как он отказался выступать на митинге в поддержку партии Индийский национальный конгресс, министр информации и вещания В.Ч. Шукла ввел запрет на его песни в государственных средствах массовой информации, включая Всеиндийское радио и телевизионный канал Doordarshan].
Свою последнюю запись «Guru guru ho jaa shuru» для фильма «Голос времени», вышедшего в 1988 году, Кишор сделал за день до своей смерти. Его песни продолжали использовать в качестве саундтреков ещё 13 лет после его кончины. Многие его шлягеры остаются популярными и востребованными и в наши дни, так, например, композиция «Sar Se Sarke», исполненная дуэтом с Латой Мангешкар для фильма «Любовная связь» (1981), была использована в фильме «Пряности и страсти» 2014 года.
Кишор Кумар на индийской почтовой открытке. 2016 г.
За свою карьеру Кишор Кумар снялся в 102 фильмах, 4 из них были на бенгальском языке, остальные на хинди. Он написал сценарии и поставил в качестве продюсера 14 фильмов (однако шесть из них не были завершены), а также был режиссёром 12 фильмов, из которых четыре были заброшены на разных стадиях. Кишор сам писал музыку для фильмов собственного производства, сложив 24 различных музыкальных композиции. Всего для фильмов и альбомов им было записано 2905 песен, включая 2661 на хинди и 221 на бенгальском языке. Его песни задействованы примерно в 574 кинофильмах Болливуда для ролей таких артистов, как Дев Ананд, Дилип Кумар, Раджеш Кханна, Амитабх Баччан, Дхармендра, Джитендра, Санджив Кумар, Винод Кханна, Пран, Шаши Капур, Риши Капур, Рандхир Капур, Санни Деол, Санджай Датт, Ракеш Рошан, Анил Капур, Чанки Пандей, Кумар Гаурав, Джеки Шрофф, Говинда, Митхун Чакраборти и др.
Кишор исполнял песни на музыку таких композиторов, как С. Д. Бурман[англ.], его сын Р. Д. Бурман[англ.], Хайям, Раджеш Рошан[англ.], Баппи Лахири, тандемы композиторов Кальянджи и Ананджи[англ.], Лаксмикант и Пьярелал[англ.], Шанкар и Джайкишан[англ.] и др.
Кишор Кумар был женат четыре раза.
В 1951 году в возрасте 22 лет он женился на 17-летней бенгальской актрисе и певице Руме Гхош, приходившейся племянницей жене режиссёра Сатьяджита Рая. В следующем году у них родился сын Амит Кумар, впоследствии пошедший по стопам отца.
Брак молодых изначально был не по любви, так как их поженили родители. Поэтому вскоре Кишор загулял и в 1958 году завел роман с актрисой Мадхубалой. В том же году состоялся развод.
Позже Рума снова вышла замуж за Арупа Гуха Тхакурту и продолжила сниматься в кино. Сын Кишора и Румы, Амит, как и его отец, стал закадровым исполнителем.
К концу 1950-х Кумар много снимался с Мадхубалой, которая была его партнершей в фильмах Dhake Ki Malmal (1956) и «Тот, кто управляет машиной» (1958). Вскоре у пары начался служебный роман. Ранее актриса встречалась с Дилипом Кумаром, и, поскольку их отношения не сложились, она очень переживала это расставание. В СМИ писали, что Мадхубала завела роман только чтобы вызвать ревность у Дилипа.
Тем не менее, в 1960 году Кишор и Мадхубала заключили гражданский брак (в суде), что очень не понравилось их семьям. По этой причине актеры позже сыграли две свадьбы: одна в соответствии с исламскими традициями (для семьи Мадхубалы), а другая — в соответствии с хинду (для семьи Кишора Кумара).
Ради Мадхубалы Кишор Кумар даже сменил свою веру и переименовал себя в Карима Абдула.
Ещё в 1954 году у неё диагностировали дефект межжелудочковой перегородки, а врачи из Лондона, к которым она обратилась после свадьбы, отмерили ей всего два года жизни Так как супруги принадлежали к разным религиям (Кишор был индуистом, а Мадхубала — мусульманкой) было устроено гражданское бракосочетание. Родители Кишора не захотели принять невестку, исповедующую ислам Из-за напряженной обстановки в доме мужа Мадхубала уже через месяц вернулась в своё бунгало в Бандре (Бомбей). Кишор навещал её раз в два месяца. Их брак закончился смертью Мадхубалы 23 февраля 1969 года.
В 1976 году он женился на актрисе Йогите Бали, племяннице актрисы Гиты Бали (жене актера Шамми Капура) ., вместе с которой он работал в нескольких фильмах (Йогита как актриса, Кишор как закадровый исполнитель), включая «Ищу тебя» (1971), «Я родом из Бенареса» (1973) и «Возлюбленная» (1976). Йогита была на 23 года моложе Кумара. Как они впервые познакомилась точно неизвестно, но есть предположение, что именно разница в возрасте сказалась на их отношенияхБали была почти вдвое его младшеВ более позднем интервью Кишор Кумар поделился, что Йогита не совсем серьезно относилась к браку. В 1978 году, всего через два года после свадьбы, пара рассталась.
Девушка влюбилась в актера Митхуна Чакраборти и сразу после развода с Кишором, вышла замуж за Митхуна, после чего Кумар перестал исполнять песни в фильмах за него.
Четвертый брак певца стал таким же сюрпризом, как и его третий. Его четвёртой женой стала киноактриса Лина Чандаваркар.
Впервые они встретились на съемках фильма Man ka Meet (1969). Лина была на 21 год младше своего мужа и всего на два года старше его сына Амита.
Ранее девушка была замужем за неким Сиддхартом, который принадлежал к известной политической семье. Когда Лина решила выйти замуж, все были против. Они считали, что она поступает глупо, бросая карьеру на пике славы. Но актриса была влюблена. «Сиддхарт был очень принципиальным и прекрасным человеком. Так полон жизни! Мы обручились в сентябре 1974 года и поженились 8 декабря 1975.
Это был самый короткий брак и продлился он ровно 11 месяцев. Наша жизнь была похожа на сказку. До этого я думала, что такое случается только в фильмах. Сиддхарт был восьмым сыном после трех сестер — его мать потеряла семерых сыновей. Он был единственным сыном, который выжил.
Вскоре после свадьбы произошел несчастный случай. Он чистил пистолет, и тот случайно выстрелил. Одиннадцать месяцев спустя Сиддхарта не стало», — рассказывает актриса.
После смерти мужа Лина Чандаваркар впала в тяжелую депрессию. Прошло много времени, прежде чем она была готова выйти к людям. Как говорит сама Лина «Из этого ада меня вывел Кишор Кумар. Он снова научил меня смеяться».Кумар и Лина случайно пересеклись, и Кишора настолько сильно тронула ее история, что он сразу же предложил ей пожениться. Лина была готова к этому, но ее родители были категорически против. Во-первых, потому что она намного моложе Кумара, а во-вторых, он уже был трижды женат.
Тогда Кишор приехал к ним в дом и распевал песни на их крыльце, пока они не дали согласие. Свадьба состоялась в 1980 году, В 1982 году от этого брака на свет появился Сумит Кумар, который также имеет опыт закадрового исполнения. К тому времени, как Лина и Кишор поженились, актриса была на девятом месяце беременности. «Было очень забавно видеть, как очень беременная невеста принимает участие в обрядах и отдыхает между молитвами!», — вспоминает Лина.
Лина очень ревновала Кишора. До такой степени, что он говорил своим сыновьям: «Мой вам совет: не женитесь. Вы будете виртуальным заключенным, если у вас есть жена-шпионка, которая расспрашивает вас, как детектив!»
«Мои несколько лет с Кишором были самыми счастливыми в моей жизни», — говорит Лина. «Когда я была беременна, он не отходил от меня ни на шаг. Все дамы приходили на обследование одни. Я была единственной женщиной, которую муж сопровождал к врачу. Я стеснялась, но Кишор настаивал».
Кишор Кумар и Лина Чандаваркар оставались в крепких супружеских отношениях до самых последних дней Кишора.
Кишор Кумар скончался 13 октября 1987 года в возрасте 58 лет в результате обширного сердечного приступа, оставив Лину второй раз вдовой в возрасте 37 лет. Смерть второго мужа сломила Лину. И тогда именно сын Кишора от первой жены Румы, Амит, поддержал ее больше всего.
«Он заставил меня осознать мою ответственность перед сыном Сумитом. Многие женщины теряют своих мужей, но я потеряла двух мужей за очень короткий промежуток времени», — вздыхает Лина.
Амит поддержал Лину и помогал в воспитании брата. Амит и Сумит любят друг друга как родные, несмотря на то, что между ними разница в возрасте более 30 лет. Сейчас она живёт вместе с сыном Сумитом, пасынком Амитом, его женой, дочерью и матерью.
Кишор Кумар ездил в родной дом всякий раз, когда у него было время. Его последним желанием было, чтобы его тело кремировали во дворе дома. Желание исполнили его родные. Он оставил большое наследие в мире кино и был в полном смысле слова поющей Легендой Индии. Этот прекрасный исполнитель и актер, несомненно, навсегда останется в сердцах поклонников.