(1) Тест "Утро в пустыне"- 2 часть
Напишу эту статью отдельно, дабы нетерпеливые могли соблюсти чистоту эксперимента, т.е. увидеть картинку по тесту так, как она есть в действительности. ВНИМАНИЕ! Читайте вторую часть ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ! https://litmarket.ru/blogs/1-test-utro-v-pustyne
Что же собой представляет тест «Утро в пустыне»? Я уже написала в предыдущей статье, что это тест на определение степени депрессии. Слово депрессия в переводе с латыни означает отвращение к жизни. И в идеале нужно проверить изначально клиента на степень этой депрессии (а она есть практически у всех в той или иной мере), снизить её уровень, и только потом приступать к психотерапии, т.к. невозможно вести человека к чему-то разумному, доброму, вечному на фоне неприятия жизни.
Степень определяется по внешнему виду пустыни, потому что бывает весенняя цветущая пустыня, покрытая ковром тюльпанов, может быть жаркая безжизненная пустыня с песчаными барханами или растрескавшейся землёй, камнями и даже опасными существами, может быть с оазисом в каком-то отделении и т.д. Чем более безжизненная пустыня – тем сильнее выражена депрессия.
Если у вас один песок, всё безжизненно и нет источников воды, тени, то это симптомы «сухой депрессии», т.е. когда вам кажется всё так плохо, что даже уже слёз нет. В данном контексте дождь – это метафора слёз. Запуская дождь, вы даёте пролиться всем невыплаканным слезам. У женщин такие состояния приводят к болезням, мужчинам же ещё сложнее, т.к. «мальчики не плачут», «ты что, не мужик что ли, сопли подбери!» и т.д. А инфаркт и инсульт очень сильно помолодел, ведь даже металл лопается от напряжения, что уж говорить о человеке…
Метафора «Пустыня» в символодраме передаёт отношение человека к своей жизни – видит ли он её прекрасным местом, где можно жить, или чем-то, где можно только сдохнуть, ещё и помучившись. Превратите свою пустыню в оазис, и вы заметите, что жить как-то стало лучше и веселее.
Когда я впервые делала для себя этот тест (мне везло с тем, что это произошло в моё первое знакомство с интегральным нейропрограммированием), то моя пустыня была абсолютно безжизненной, даже сухих кустиков не было, песок кругом, солнце почти в зените, температура градусов 60, и ощущение абсолютного ужаса, потому что было понимание, что это радиоактивное солнце через секунду накроет меня и я просто сгорю там же.
Натянула тучек, запустила дождь, который шёл …месяц! Каждый раз, когда я давала себе команду «утро в пустыне», я видела перед собой серую стену ливня, за которой не угадывалось ничего. Спустя пару недель я внезапно увидела, что нахожусь под крышей какого-то бетонного сооружения с полукруглым низким арочным потолком, с края которого капают редкие капли прошедшего дождя. Толщина перекрытия была порядка полуметра. Ещё спустя какое-то время стало светить солнце, подсыхать лужи, появилась первая зелень. К концу месяца у меня стояло двухэтажное бунгало, шелестели листьями пальмы, рядом было красивое озерце с пресной водой, а невдалеке тихо рокотал океан. Теперь моя пустыня такая.
Работая в такой метафоре (увлажняя пустыню дождём и взращивая оазис) изменения происходят в милтонэриксоновской модели (Милтон Эриксон, величайший гипнотерапевт и психотерапевт прошлого столетия), т.е. очень мягко, постепенно. Он говорил, что не нужно взрывать плотину депрессии, стоит сделать дырочку, и депрессия вытечет сама.
Успехов! И берегите себя!