Фильтруем сюжетные штампы. Часть 2: НЕНУЖНЫЕ

Обещанная вторая часть про штампы. Начало - здесь. Сегодня речь пойдет о тех книжных клише, которыми лучше всего особо не увлекаться. Если в первом посте были собраны штампы, которые уместны в произведении определенного жанра, то теперь - те, из-за которых книга может легко потерять свою первоначальную уникальность и скатиться в примитив. Конечно, использовать всё перечисленное ниже или нет - выбор автора, но в этом блоге я собрала несколько популярных клише, которые способны испортить впечатление и заставить глаза читателя в очередной раз разочарованно закатиться. Подборка основана на схожих мнениях разных читателей, в том числе и моем собственном.

(Не все штампы здесь являются сюжетными, но собраны в один блог, чтобы не создавать 100500 постов)

 

1. Все мужчины поголовно влюбляются в главную героиню

 

 

Если девушка на самом деле безумно красива, талантлива и кокетлива, то здесь другой разговор. Как я уже упоминала в предыдущем блоге - людям приятно смотреть на красивое. Но ведь как часто бывает? Героиня - а-ля Белла Свон: простенькая, неказистая, с посредственной внешностью и средненьким интеллектом; в скромной одежонке и с напрочь отсутствующими навыками соблазнения. У девицы либо постоянно глаза на мокром месте, либо завышенный гонор на пустом месте, - и надо же: только появилась в другом мире или другом городке, как тут же все мужское население падает к ней в ноги!

 

Вот меня всегда интересовал вопрос: а что в ней такого выдающегося, что привлекло столько народу? Допустим, с главным героем, каким бы красивым и крутым он ни был, все понятно: предназначение свыше или разглядел в ней что-то особенное, чего другие не видят. Но остальные-то? Вот не просто так я советую всегда проецировать книгу на реальную жизнь. Зачем это нужно? Затем, чтобы представлять ситуацию в рамках окружающей реальности. В каком бы жанре вы ни писали, основа - все равно реал: чаще всего мы видим не сказочную эльфиню, а простую девушку из простого города. Понаблюдайте за жизнью: даже очень красивые женщины привлекают не всех подряд, а уж заурядные - тем более. Доверие к происходящему в книге пропадает разом, когда вижу такие повороты сюжета.

 

Кто-то скажет, что книги с подобным содержанием - это мотивация для "серых мышек" оставаться собой (какой бы я ни была, в меня влюбится принц), но нет, ничуть. Тем, кто хочет добиться внимания противоположного пола, надо не убеждать себя в том, что, сидя в своем коконе, можно стать секс-символом города, а работать над собой, в том числе и над внешностью. В таких же книгах идет совсем другой посыл: "Оставайся серой и капризной, - все будут падать перед тобой, восхищенные твоим духовным миром". Нет, не так это работает. Как бы жестоко и несправедливо ни звучало - человека встречают по одежке. Никому не нужен твой духовный мир в момент первой встречи. Люди смотрят на то, как ты выглядишь, и только. Ну, разве что главный герой сразу разглядит в тебе что-то особенное, но на то он и главный герой. Вот только в жизни такое редко случается, а вы ведь про жизнь пишете, верно? Пусть выдуманную, но жизнь.

 

2. Боссы

 

 

Нет, я сейчас не о сюжете "Босс + Секретарша". Многим такое нравится еще со времен появления первой "клубнички", и иже с ним, с этим клише. Речь о другом. Сам термин: босс. Сразу хочу сказать: если действия книги происходят где-нибудь в Америке, то можно пропускать этот раздел. Тогда все норм. Но если в России или другой стране СНГ...

 

Мы все где-то работаем. У всех были или есть начальники. Среди них вам встречался хотя бы один босс? На Западе в этом термине нет ничего особенного, но у нас начальство так не называют. Есть начальник, шеф, директор, - но нет босса. Возможно, какой-то энтузиаст потребует к себе подобного обращения, но это единичный случай. Зато в книгах - сплошные боссы. И не Кристоферы Паркеры какие-нибудь, а Николаи Андреевичи, Сергеи Владимировичи. В русском антураже такой термин сильно режет по ушам. Аналогичное ощущение появляется, когда действия происходят в Америке с американцами, а в диалогах так и сквозят исконно русские словечки, которых в английском языке никогда не существовало.

 

3. " - Не умирай, пожалуйста!

- Ну, раз пожалуйста, то не умру".

 

 

Смотрите, какая интересная история получается. Вот лежит посреди поля боя герой - весь в кровище, ноги-руки на одних жилках болтаются, голова насквозь пробита; еле дышит. Рядом с ним в истерике бьется героиня и умоляет не умирать. И герой... выживает, еще и полностью восстанавливается!

 

Все бы ничего, будь это магическое фэнтези. Волшебство, как мы знаем, штука сильная - может и оторванную голову на место прицепить, и с того света грешную душу вытащить. Но когда вот такое случается в антураже реального мира, где нет никакой магии, возникают вопросы. Даже если герой каким-то чудом выжил, почему он уже через пару месяцев бегает целехонький? Почему не сидит в инвалидном кресле или не лежит в коме? Просто потому, что героиня так захотела? К сожалению, в реальности таких чудес не бывает. Зачастую после подобных травм люди умирают; в лучшем случае - становятся инвалидами. Но нам ведь неинтересно писать любовную историю с колясочником в главной роли, да? Вот и творим чудеса там, где их быть не должно.

 

4. Абсолютно все женщины хотят замуж и детей

 

 

Многие. Но не все. Существуют культуры, в которых девочек с ранних лет действительно готовят к браку и материнству. Но представительницы этих национальностей редко фигурируют в сюжетах современных книг. Часто в роли героинь - как главных, так и второстепенных, - выступают женщины образованные, прогрессивные, иногда даже феминистки. Но стоит появиться на горизонте симпатичному мужику, как все хором начинают мечтать о замужестве и детях, хотя еще пару минут назад это им даром не было нужно.

 

Понятно, что любовь способна изменить мировоззрение. Но если ты, например, убежденная карьеристка или чайлдфри, трудно отказаться от идеологии, формировавшейся много лет, едва завидев холостого красавца. И получается, что в прошлой главе девушка активно продвигала идею бездетности, а в текущей с восторгом рассказывает о пеленочках, колясочках, и умилительно листает фотографии младенцев.

 

В реальной жизни чаще происходит так, что никакие отношения не способны повлиять на взгляды глубоко убежденной в своих идеалах женщины. Лично я знакома со многими чайлдфри, которые уже не первый год живут в браке; с одиночками, вполне самодостаточными, и не желающими ничего менять. Потребность в материнстве присуща многим женщинам, но не всем. Как и потребность в регистрации отношений с мужчиной. Если девушка в книге изначально стремится к такой жизни либо не отрицает возможность ее наступления, то здесь вопросы отпадают. Но когда мы видим убежденную феминистку и/или чайлдфри, которая по щелчку пальцев превращается в покорную жену и любящую мать, их набирается много.

 

5. Главному герою всегда везет

 

 

Случилась война/сражение - он победил. Влюбился в королеву, будучи уборщиком, - они поженились. Полез по отвесной скале без страховки - дополз до вершины, хотя все остальные (со страховкой) попадали. Пришел рубить голову дракону ржавым мечом - отрубил.

 

Бесконечное везение главного героя, особенно на фоне бесконечного невезения антагониста и простого люда, к середине книги начинает вызывать зевоту. Читая дальше, мы уже знаем, что, если его пережует и проглотит динозавр, он выживет. И вся интрига пропадает. Что бы ни делал герой, он все делает правильно. В 20 лет размышляет, как столетний мудрец, хотя и мудрецы ошибаются. А ГГ - никогда. И от этого он сам и общий сюжет становятся предсказуемыми.

 

Конечно, Джорджей Мартинов среди нас немного, и далеко не каждому хочется убивать своего главного героя, - особенно тогда, когда планируется продолжение книги. Читатели подсознательно настроены на хэппи-энд, и разочаровывать их не хочется тоже. Но ведь можно же как-то чередовать удачи с неудачами! Можно же позволить герою хотя бы раз-два принять неправильное решение! Он ведь не робот, а люди ошибаются и проигрывают. Это закон жизни. Пусть он выпутается в итоге из ситуации, но тем самым набьет шишки и получит опыт. Постоянное везение рубит на корню переживания за ГГ, потому что читатель к середине книги обретает полную уверенность: что бы ни случилось, герою повезет.

 

6. Антагонисты не имеют серьезных мотивов ненавидеть протагонистов и целый мир

 

 

"Я не позволю своей религии погибнуть, и заставлю весь мир склонить голову перед моим богом"; "Я сам - бог, сверженный людьми; я верну себе власть над ними"; "Моего отца убили, хоть он и был тираном; я отомщу за него". Все это - мысли нормального антагониста. Он злится на мир не "просто потому что", а имея весомые причины. Всем известно, на что готовы идти люди во имя религии (крестовые походы, джихад - тому подтверждение); сверженный бог или тот, кто мнит себя им, не может просто уйти, позволив другим присвоить себе его славу; любой ребенок будет мстить за родителя, какой бы сволочью тот ни был. Это - естественные мотивы, чтобы развязать войну.

 

Но часто мотивы антагонистов совсем другие. Точнее, их почти нет. "Мама Леонарда спустила на меня в детстве собаку - за то, что я влез на ее яблоню; теперь я ненавижу Леонарда". "Я от природы злой и люблю беситься". "Я крутой, владею магией, и буду просто показывать свою силу и дьявольски хохотать". Отсюда вопрос: какой смысл в войне из-за яблочка или демонстрации твоей крутости? Для того, чтобы начать войну или объявить кого-то врагом, нужна причина. У многих антагонистов ее нет. Протагонист хотя бы воюет во имя мира, спасает жертв противника, попавших под раздачу; а чем мотивируется сам противник? "Я обиделся или просто злюся".

 

7. Умирающий на последнем выдохе толкает получасовую речь

 

 

Зачастую многие обаятельные персонажи умирают перед развязкой. Это тоже клише, но не особо действующее на нервы. В шоковое состояние приводит прощание героя с друзьями или родными, подоспевшими на помощь, но помочь не успевшими. И вот, сидят они где-нибудь под старым дубом, голова смертельно раненого покоится на коленях лучшего друга, жить ему считанные секунды... а он говорит и говорит.

 

Будучи на 99% мертвым, герой успевает вспомнить свое детство и юность, все важные моменты дружбы с плачущим над ним героем, свою первую любовь и какие вкусные блинчики пекла мама. Ладно, поверим, что перед смертью вся жизнь проносится у человека перед глазами, но он же не просто думает, - он говорит о ней. Медленно, долго. На последнем проценте жизни персонаж успевает посмеяться и поплакать, дать напутственный совет герою, и через пять страниц, наконец, умирает.

 

Вот не верю я в такую разговорчивость. Человек, которому жить осталась примерно минута, и большинство его органов уже отказало, а тело испещрено серьезными ранами, не может столько говорить.

 

8. В момент описания внешности персонаж стоит перед зеркалом

 

 

"Из зеркала на нее смотрела невысокая блондинка с голубыми глазами, пухлыми губами, тонкой шеей..." - признайтесь: многие используют такой прием для описания внешности персонажа? Я вот раньше использовала, и активно. Сейчас стараюсь к этому не возвращаться.

 

Да, описание внешности перед зеркалом - самое удобное, но до того заезженное, что вызывает дрожь раздражения. Персонажа ведь можно описать сотней других способов. Необязательно сразу вываливать на читателя весь портрет. В одной главе упомяните о том, что девушка невысокая; в другой пусть она посмотрит на что-то (кого-то) своими голубыми глазами; в третьей пусть поцелуется, и партнер отметит нежность ее полных губ. Масса же вариантов! Нет, до сих пор большинство упорно ведут героя в первой же главе к ближайшему зеркалу...

 

9. Любовный треугольник

 

 

Явление, сильно распространенное в жизни, но уже приевшееся в книгах. Получается, нормальных отношений без третьих лиц не существует? Обязательно есть два героя и героиня (или наоборот), которая всю книгу мечется от одного к другому и не может понять, кто из них ей нужен. Часто бывает так, что один из них - крутой альфа-самец с завышенным эго, а другой - идеальный друг и в целом лапочка. И вот тут начинается: то ее тянет к самовлюбленному альфачу, то к доброму другу. Альфач обидел - героиня бежит рыдать в жилетку тому, кто всегда поймет и даст совет; он посоветовал бросить альфача - она обиделась и бежит назад - к первому. И вот так, по кругу, всю книгу.

 

Любовные треугольники везде. Как будто два человека просто не имеют права встречаться и жить вместе без вмешательства со стороны. Обязательно есть кто-то третий, мечтающий выбраться из френдзоны. Да, такое часто встречается в реале, но есть же и нормальные отношения. Почему бы для разбавки не написать и о них?

 

10. Подруга ГГ: яркая, красивая, но несчастная; завистница под маской мужененавистницы

 

 

Часто встречала такое: главная героиня - наивный ангел во плоти, только не особо привлекательный; подруга главной героини - тусовщица, модница, от мужиков отбоя нет (да только ни один надолго не задержался), постоянно раздает советы, может и в челюсть кому-нибудь прописать.

 

Подруга никогда не поддерживает выбор ГГ. Для нее главгерой - это обязательно козел, который использует и бросит (все мужики такие, я-то уж знаю!). Всеми путями она пытается убедить доверчивую подружку бросить его, а по ночам рыдает и глушит водку от безнадеги. Жизнь ее на самом деле несчастливая, она завидует счастью подруги, и нередко дружба перерастает во вражду (не единичны случаи, когда ГГ узнает, что подруга за ее спиной соблазняет ее кавалера).

 

И тут снова вопрос: а нормальных, счастливых подруг не бывает? Их достаточно много, но почему-то у бедных ГГ, по большей части, именно такие. И где они только их находят?

 

На этом я заканчиваю список ненужных штампов. Если знаете еще, пишите в комментах :) Надеюсь, статья была полезной или хотя бы интересной.

Всем хорошего дня и увлекательных книг!