"Грехи отцов" от Анны Христолюбовой! Любовь и история России

Я всегда подхожу к книгам такого рода с некоторой опаской. Зачастую оправданной. Но в этот раз, к моему глубокому удовлетворению, произведение оказалось интересным и захватывающим. Оно ничуть не противоречит моим представлениям о России первой половины XVIII века и людях той эпохи.

Это именно роман, в полном смысле слова! Настоящий, красивый, продуманный, увлекательный, полный романтического духа. Не верите? Прочитайте сами и попробуйте со мной поспорить!

Немного мыслей на тему историзма в художественной литературе

Исторический роман всегда подразумевает качественно прописанный антураж. Если автор пренебрегает деталями, он не сможет создать привлекательное для читателей произведение. Антураж, пожалуй, один из главных "китов". Не в сюжетной основе, а в исполнении. Вряд ли мы сможем проникнуться духом эпохи, если нет красивых описаний, подходящих сравнений, определённых слов, жестов и тысячи других мелочей, из которых складывается наше представление о том периоде, который охватывает роман.

Да-да! Вы правы, ещё важнее - соблюсти определённые исторические рамки. Но даже самые знаменитые писатели, берясь за историчку, превносят в неё много фантазии. Это естественно, ведь главная цель тут - не исторический трактат накатать, а постараться создать картинку жизни наших предков, такую, какой её видит автор.

"Грехи отцов" - произведение уникальное. Можете не верить, но при прочтении у меня постоянно возникало ощущение, что передо мной Лажечников с его "Ледяным домом". Такого чувства не было, даже когда я первый раз столкнулась с произведением Нины Соротокиной, положившим начало знаменитым фильмам про приключения гардемаринов. Почему так?

Соротокина - наша современница. Она родилась в двадцатом веке. Её представление о стародавних временах - вымысел, приправленный частичками исторических сведений. А Лажечников родился в конце века восемнадцатого, он на двести с лишним лет ближе к тем событиям, о которых пишет. Его менталитет не трансформировался событиями века двадцатого, бесконечно далеко отбросившего нас от понимания эпохи Петра Первого и его ближайших потомков.

Я не утверждаю, что "Грехи отцов" - очень-очень правдиво даёт менталитет и взгляды тех, кто жил в 1730-х годах. Я лишь говорю, что создаётся впечатление причастности к тому времени. Всё дело в деталях.

О чём книга?

"Грехи отцов" - прежде всего приключенческая книга. Как в любом классическом романе, в нём есть любовная линия, и далеко не одна. На страницах есть место дружбе, предательству, мести, непониманию, нежданным оборотам и предсказуемым последствиям. И конечно, много молодости и задора.

Алексей Ладыженский - кадет военной академии. Ему совсем немного остаётся до экзаменации, когда волею врагов своего отца (вот оно, объяснение названия!), он падает до положения беглеца и преступника.

Тяжёлое ранение, приобретение новых друзей, любовь девушки... У него на пути встаёт много препятствий, но и помощники приходят неожиданные. Чем дальше - тем больше автор интригует своего читателя, заставляя переживать за героя и его близких.

Но не только судьбе Алексея посвящена книга. Вокруг него много достойных людей, таких же молодых, готовых жизнь положить за честь и правду. Сюжет получился многосоставной, в нём несколько отдельных историй, плотно связанных между собой персонажами. Безусловно, каждому любителю произведений про юность России понравится читать про неожиданные проделки будущей императрицы Елизаветы Петровны, которую здесь и всерьёз-то никто не ставит, но впереди у которой большие перспективы. И о роли Лестока, к которому добровольно приходит Алексей Ладыженский, предлагая свои услуги.

Миних, Остерман - больше всего об этих людях мы знаем именно по художественным произведениям. И именно с этими людьми придётся столкнуться Алексею, равно как и его новому другу Филиппу Порецкому.

Юные дочери графов Тормасовых, Лиза и Элен, предстают в романе не просто как симпатичные барышни, способные вызвать любовь молодых людей. У каждой свой характер, порой весьма твёрдый и решительный.

Очень хочется рассказать, в чём там дело, но лучше не забегать вперёд. Сюжет достаточно сложен, герои действуют иногда очень прямолинейно, иногда дипломатично и даже хитро. Удастся ли им достичь своих целей и остаться живыми? Об этом лучше прочитать самостоятельно. Главное, что над всеми приключениями и событиями витает дух той поры, когда люди совсем не так относились друг к другу и даже думали по-другому. Это интересно, захватывает, заставляет внимательно следить за событиями.

Обрывается роман на очень драматическом эпизоде. Мы остаёмся в неведении, удалось ли главному герою избежать очередной смертельной опасности. Это будоражит и вселяет желание узнать, что было дальше. На мой взгляд, приём из разряда "Так нечестно!" - но он себя оправдывает. Не даёт расслабляться.

Стиль повествования

Язык умеренно стилизованный. Никаких непонятных моментов нет, читается гладко. Может, чуть вычурно, как и положено для романтического произведения. Это тоже подчёркивает эпоху, о которой идёт речь. Тогда люди умели легко и непринуждённо выражаться, используя витиеватые словесные конструкции. Уверена, автору пришлось изрядно попотеть, чтобы выровнять прямую речь и повествовательный текст, сделать единым целым.

Описания соответствуют общему настрою. Особенно мне понравилось начало. Мирная картина весеннего пробуждения, несколько уверенных фраз, создающих настрой:

"Свежий ветер с Балтики за десятки вёрст пах морем. Он шевелил ветви деревьев, обступивших поляну, тормошил, будил после зимнего сна. О нём ещё напоминали ноздреватые серые куртины осевшего снега, кое-где видневшиеся среди палой прошлогодней листвы".

И вдруг, среди этого - звон металла, кровавая дуэль и поражение одного из противников. Так начинается пролог. Не знаю, насколько оправдано было выносить это происшествие в начало, а потом возвращаться на более ранние события, которые привели к роковой дуэли, но понимаю мысль автора. Дуэль сразу привлекает внимание, заставляет искать разгадку произошедшего.

Ещё одно красивое описание природы:

"Лес зеленел юной листвой. Небо было высоким, ярким, прохладным. Веяло тем непередаваемым запахом, что весна составляла, будто парфюмер модный аромат: распустившимися листьями, серёжками ольхи и берёзы, талым снегом, что ещё местами попадался в тенистых чащах, и прелой прошлогодней листвой".

Не менее живо передаётся состояние персонажей, их чувственное восприятие, эмоциональный настрой.

"Филипп замер в смятенном молчании. Он чувствовал, почти осязал, как улетают секунды, осыпаются с тихим шорохом, точно крупинки в песочных часах"...

Это красиво, прочувствованно, позволяет легко понять того, о ком идёт речь. Или ещё:

"Едва войдя в дом, Пётр Матвеевич увидел Элен. Она стояла, прижавшись к стене, до глаз закутанная в шаль, и ужас огромный, безбрежный, как океан, не вмещался в её расширенных зрачках".

И юное, и взрослое поколения автор преподносит через чувства, поступки, манеру говорить, общаться. Это позволяет не путаться среди незнакомых имён, несмотря на то, что их перечисляется достаточно. Нет занудных, длинных описаний кого-то одного, каждый человек обладает чем-то характерным, что делает его узнаваемым. Для романтического произведения это немалое достоинство. Для автора - похвала и признание его таланта.

Интересно, что герои часто становятся перед проблемой выбора: как поступить, чтобы не потерять себя. Даже если защита своих принципов может обернуться большими бедами.

Весьма неплохо описаны дуэли. Самая первая предсказуема, автор даёт понять, кто проигрывает и почему. Вторая достаточно неожиданна, но технически понятна и заканчивается вполне закономерным финалом.

Месть и великодушие кажутся несовместимыми, но человек может отомстить и при этом остаться великодушным к тому, с кем в силу обстоятельств не может драться на дуэли. Возможно, я выражаюсь непонятно, но поверьте, прочитав роман, вы всё поймёте сами.

Напоследок повторю: роман мне понравился, заставил окунуться в эпоху, которая меня не особенно интересует в последнее время, почувствовать ритм той жизни. Для исторического произведения, в нём много фантазии. Но для представлений о времени царствования детей Петра, в той мере, в которой мы можем это себе представить, весьма достойное воплощение.

Отдельным бонусом, для любителей углубляться в тонкости: в конце есть сноски. В них - реальные исторические сведения, которые сделают понимание романа более полным.

Автору - браво!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Предыдущий пост

"Конечная станция - Эдем". Сильное произведение!

Подумала, почему бы не сохранить рецензию в своём блоге? Она же лежит под рецензируемым произведением.

Нуар, антиутопия, неонацисты - я уже начинаю втягиваться в экзотическую атмосферу альтернативного мира, который автором продуман до мелочей, поэтом...
310