Худший писатель в мире-3
Таким образом, смутные времена развала и распада СССР непредсказуемо выстрелили на литературную орбиту целым созвездием курьезных авторов, из которых мы в предыдущем выпуске выделили три "звезды", сиявшие каждая по-своему. Предлагаю познакомиться с ними поближе.
Итак, Эрнст Малышев, Юрий Петухов, Вадим Белоусов, он же Вилли Конн. Начнем с того, что двое последних, в отличие от первого - профессионалы, удостоенные персональных статей в Википедии, причем Белоусов (между прочим, член Союза писателей СССР) почему-то в украинском сегменте на соответствующем языке...
Вадим Михайлович Бєлоусов народився в 1941 році в Ленінграді. Навчався у рідному місті, працював за спеціальністю у сфері стандартизації. Початково публікувався в спеціалізованому журналі «Стандарты и качество», а в 1971—1973 роках в дитячому журналі «Искорка» опублікував цикл статей для дітей про стандартизацію. У 1974 році всі ці оповідання увійшли до першої науково-популярної книги автора «Цікава стандартизація». Пізніше у 70—80-х роках ХХ століття Бєлоусов опублікував низку науково-популярних книг для підлітків різноманітної тематики. Вадим Бєлоусов захоплювався автогонками, й у 1984 році опублікував книгу нарисів про автоспорт «На іншому боці страху». У 1984 році він також опублікував свою першу художню книгу — пригодницьку повість для підлітків "Операція «Рептилія». До 1989 року письменник недолюблював фантастику, існують свідки, що ніби саме він сказав Борису Стругацькому, що фантастика — це недолітература, яку пишуть шахраї для ідіотів.
"Шахраи для идиотив" - значит "жулики для дураков". Фраза, якобы сказанная Белоусовым САМОМУ Борису Стругацкому, встречается практически в каждом интернет-упоминании о герое нашего рассказа. Дескать, член СП СССР, прежде писавший скучноватые научно-популярные очерки и строго советские книжки для подростков, сообразил, где можно "рубить бабло" во взбаламученной перестройкой жизни - и осознанно-цинично пустился клепать низкопробное бульварное чтиво, в чем и преуспел. Я ради любопытства заглядывал в книги под именем "Вилли Конн" и скажу, что написано это на самом деле дрянно, куда гаже того, что печаталось в сборниках типа "Мир приключений" или "Детектив и политика" - но готов представить, как неизбалованный читатель 1990 года жадно глотал этот трэш. Мог ли автор писать лучше?.. Не знаю. Знаю, что действительно качественные писатели ради заработка пускаясь во все тяжкие, строчили всякую поденщину, но даже и в ней виден профессиональный класс, иначе говоря, писать плохо у них не получалось даже при желании. Выводы делайте сами.
Что до Юрия Петухова, то здесь, на мой взгляд, имеет место случай из разряда уже упоминавшихся в данной статье: когда какой-никакой литературный талант неведомым шальным ветром заносит в не очень здоровую голову, к тому же сильно перекошенную политикой и конспирологией. Тексты Петухова с позиций стилистики заметно получше, чем у того же Конна, да и не только у него, но их содержание - это описание того, как из разрываемых чудищами тел вываливаются внутренности, как из могил вылезают мертвецы... вообще, мир есть средоточие Ужаса, затаенного за каждым углом, в каждом встречном-поперечном, в каждом мгновении, что, естественно, не осознается никем, кроме самого Юрия Дмитриевича и узкого круга избранных. Вот ради примера философский шедевр:
Они пытаются создать тела сверхживучие, неистребимые, могучие, тела, которым не будет равных ни в одной из вселенных. И они создадут тысячи, миллионы новых форм, новых видов, и они пустят этих монстров-уродов в мир, и они будут ждать и смотреть, как эти гадины станут биться друг с другом и пожирать друг друга, и пройдет много лет, прежде чем останутся самые выносливые, жестокие, приспособленные – самые живучие и беспощадные твари в Мироздании. И тогда они вселятся в них! Тогда они придут во Вселенную живых, ибо в своем собственном обличий, в своей нетелесной сущности они нагрянуть сюда не могут никогда. Человеку не дано узреть Незримые Глубины Преисподней, Черного Подмирного Мира, Всепространственной Вселенной Ужаса. Человек, не всякий, но один из миллионов, один из миллиардов, прошедший сквозь боли и страхи, преодолевший себя самого, избранный Вседержителем – и тот не узрит сокрытого от него. Но ему дано видеть Черту, проведенную Создателем. Черту, ограждающую все миры, существующие и несуществующие, от Черного Мира, от нижнего яруса сочлененных Мирозданий, ибо для того и поставлена Она, прочерчена Всевышним, чтобы ограждать.
Честно говоря, жутковато представить себе внутренний мир автора. Наверное, ходил по улицам с напряженным лицом, озирался, внезапно перебегал из одного состава метро в другой, чтобы оторваться от принявших человеческие обличья и блуждающих среди людей пришельцев из преисподней... Ну и - хотите верьте, хотите нет - писатель скоропостижно скончался не абы где, а на кладбище; по одним данным, при посещении родительских могил, по другим - когда говорил надгробную речь на чьих-то похоронах. Где именно это произошло, не ведаю, а вот погребен Юрий Дмитриевич, если верить Википедии, аж на Ваганьковском (!!!) Вот так.
Последний из нашего трио испытателей читательских мозгов на прочность – Эрнст Малышев, вроде бы сотрудник Министерства геологии СССР. По сведениям неизвестной степени достоверности, на исходе перестройки в безвестном клерке вдруг грянул какой-то душевный гром, сообщивший ему о необходимости поднять литературное знамя и идти с ним по жизни. И он пошел, то есть стал бешено строчить романы да рассказы, с которыми отправился по крупным издательствам – там от творений были в жестоком умственном клинче, однако несгибаемый геолог не пал духом, а пустился по мелким издательским кооперативам и типографиям, отчаянно ищущим любые заказы. Здесь он встретил полное радушие, возможно, и уверения в таланте, отчего продал машину, дачу и инвестировал средства… ну вот хотя бы вот в такие жемчужины остроумия:
Джон прыснул в кулак.
- А что вы, собственно, смеетесь, мистер Арктрон? Совсем недавно я
инспектировал собственную внешность и пришел к выводу, что за время полета я
здорово возмужал. Правда, кожа несколько запаршивела, но прическа... Вы
посмотрите, сэр, какая прическа! - И он картинно тряхнул головой, из которой
неровными рядами вырывались космы жестких, как проволока, давно не
стриженных волос.
Джон уже рыдал от смеха. Билл без тени улыбки продолжал развлекать
товарища.
- Кстати, посмотри на эту голографию. Это моя любимая. Я, пожалуй,
повешу ее в туалете, чтобы изредка, в период глубокой сосредоточенности,
предаваться эротическим фантазиям.
Джон изнемогал...
- Так это же... это же... голо... моего марсианского дракона.
- А-а, тогда извини, я просто перепутал его с Алисой, моей первой и
последней любовью.
- Хорошо, ты меня убедил. Ответь лишь на один вопрос: куда делась
голография самой Алисы?
- Очевидно, я ее спрятал, чтобы не украли. А то мало ли кого встретишь
на наших космических трассах.
- Действительно, такую красавицу надо беречь.
-А вы зря иронизируете, сэр! Кстати, если бы состоялся конкурс
красоты... Как ты думаешь, на какое место ей можно рассчитывать?
- Полагаю, на последнее, .тем более, что ее не допустят и к первому
туру.
- Должен заметить, что вы жестоко ошибаетесь, мистер Арктрон. Моя
Алиса, будучи макакой, успешно выступала на конкурсе красоты горилл и завяла
там почетное второе место.
- А кто занял первое?
- Как кто? Разумеется, я сам!
Все труды Малышева подобного же качества – тем удивительнее, что какое-то время они продавались и даже покупались; ну да мы говорили уже, что время было такое… Время и унесло все это, развеяло спокойно и безжалостно: если жизненный путь Петухова четко очерчен датами: 1951-2009, то последние сведения о Белоусове и Малышеве обрываются на 90-х годах. Что дальше?.. А ничего. Никаких следов.
От этого мне грустно и даже как-то тревожно без всякой иронии: ну ведь были же люди, самые настоящие, живые, остались их книги, пусть дурацкие, но часть истории, не вытравишь. А где же они сами? Неужто омут забвения навсегда сомкнулся над ними?.. Не знаю. Нет ответа. И конечно, мне бы не хотелось такой судьбы. А раз так, то…
https://litmarket.ru/books/tridevyat-nebes
https://litmarket.ru/books/pochti-vselennaya