"Институт" (2018), Стивен Кинг
Не так давно я упоминала свои предубеждения относительно книг Стивена Кинга. До прошлого года я его произведения сознательно не читала, считая (безосновательно, вариант "не читал, но осуждаю") их эдаким дешевым чтивом. Но... время разбрасывать камни в Кинга прошло, теперь пришло время их собрать и использовать для постройки ему же памятника (нет, не мавзолея).
Мой, пока еще скромный, но уже достаточный для оценки опыт прочтения основан на оригиналах, хотя я точно знаю, что, как минимум, книга "Институт" вышла в отличном русском переводе.
В США постоянно пачками пропадали (и пропадают до сих пор) дети, и, видимо, эта проблема помогла Кингу создать сюжет, в котором половина главных действующих лиц - похищенные дети разного возраста. Дети необычные (я без спойлеров). И этим детям приходится непросто (что логично, иначе зачем бы они пропадали), и в силу своей необычности они пытаются выбираться из западни (того самого "Института"). Выбираются как умеют, но благодаря мастерству писателя я тоже выбиралась вместе с ними, не отрываясь от страниц романа всегда, когда руки были свободны, чтобы держать книгу, а глаза - открытыми. Очень способствовал борьбе за безопасное детство еще один герой романа - бывший полицейский, для которого это дело окажется, похоже, magnum opus, к тому же, симбиоз Харри Холле и ему подобных героев невозможно не полюбить.
Захваченная ужасными детскими историями, я даже не успевала подумать о том, ради чего творится сей ад. А когда это становится известно, начинаются вопросы из репертуара Ивана Карамазова. Тут, правда, Кинг спасет нас и даст понять, что есть только одно верное мнение и оно - вот (но мы к этому момент киваем и думаем, что мы сами додумались - он так умеет, хитрец...)
Кстати, несмотря на жутковатый сюжет, не надо бояться кровавых сцен - как известно, Кинг умеет напугать нас, орудуя совсем другими инструментами. Каждый раз, дойдя до точки, когда мальчик главный герой может погибнуть, я откладывала книгу, оценивала оставшийся объем и заставляла себя включить режим трезвомыслящего писателя (нас на курсах учили), думая, можно ли себе позволить сейчас а)покалечить или б)убить любимого читателем героя. Ребенка (!) И говоря себе "да никогда, его же не будут тогда больше читать", придвигала книгу обратно. Ни разу не ошиблась :)
До последней страницы книга держала меня не на привязи, но на титановой цепи, в таком читательском запое я, пожалуй, не находилась с 1793 (оставлю без кавычек, так смешнее :) И я читаю Author's Note (в конце романа), в них на 90% оказываются очень любопытные факты, а не только благодарности родственникам. Если кто-то еще не, то очень рекомендую попробовать.
Ну, и напоследок скажу, что не так давно, обсуждая книги Стивена Кинга с моим американским другом Стефаном (который, к слову, тоже Stephen, но категорически против, чтоб его именовали Стивеном, говоря, что это вообще другое имя), узнала, что он имел приятную возможность познакомиться с писателем лично и даже пожать ему руку. Это я к чему? К тому, что всего одно рукопожатие отделяет меня от автора, которым я в последнее время восхищаюсь. А если вам хочется, чтобы вас отделяло два, то буду готова пожать вам руку при первой же возможности. Конечно, в "антиковидной" перчатке.