Краудфандинг для писателей. Часть 1

Есть много способов для монетизации творчества современного автора. Помимо прямых продаж электронных, аудио или бумажных книг, реализации различных товаров и услуг, а также продаж книги по подписке - существует ещё один эффективный способ: краудфандинг (финансирование путем сбора добровольных пожертвований).
В интернете можно найти множество статей и заметок о том, что такое краудфандинг и как наиболее эффективно его использовать для реализации творческих проектов. Но мы, совместно с нашими коллегами из издательства «Hobby World» подготовили для вас большой материал (он будет разделен и опубликован в четырёх частях), из которого вы узнаете как именно писателю создать и успешно провести свою краудфандинговую компанию.
Часть 1. Краудфандинг для писателя. Зачем?
Во-первых, возможность получить финансирование и напечатать свою книгу практически без вложений. Реализовать мечту — бесценно.
Во-вторых, бесплатная реклама — на краудфандинговых площадках есть своя активная аудитория, которая привыкла поддерживать интересные ей проекты рублем.
И, в-третьих, дополнительный кредит доверия. Издатели охотнее вкладывают деньги, когда видят, что у писателя есть читатели, которые участвовали в успешном крауде. Да и в будущем это станет доказательством востребованности и надежности вас как партнера.
Несколько лет назад краудфандинг был довольно молодым явлением. В 2021-м этим способом сбора средств пользуются даже известные авторы, издательства и компании. Использовать специализированные площадки удобно всем: бекеры (люди, которые поддержали проект) видят всю информацию по крауд-кампании на одной странице, могут оплатить награды любым удобным способом, авторам не нужно дополнительно собирать адреса для отправки наград — данные берутся в личном кабинете пользователя. Творческие люди по всему миру создают проекты, чтобы исполнить свою мечту и найти единомышленников.
Книжные проекты не редкость. Встречаются и бумажные, и аудиоверсии, и выпуски продолжений в серию, и комиксы — чего только нет. Например, в прошлом году на Kickstarter успешно завершился крауд по первой графической новелле о викинге от Киану Ривза и соавторов — BRZRKR.
В июле 2020 года на CrowdRepublic собрали 841 270 рублей на издание пособия по созданию карт для игроков и фанатов «Как рисовать иллюстрации и карты в стиле фэнтези».
Не пугайтесь цифр — многотысячная цель не обязательна. Первый крауд Линдона Перри — учителя, любителя кофе и кошек — для его первой книги A Magical Cat Novella начинался с цели в 200 долларов и к 01.05.2021 собрал 276%.
Чтобы говорить на одном языке с завсегдатаями крауд-площадок и лучше понимать, что к чему, предлагаем разобраться с терминами.
Краудфандинг — «народное» финансирование идей и проектов. Напоминает интернет-магазин с функцией предзаказа, потому что участникам предлагается поддержать проект, купив тематическую награду (фигурку, закладку, книгу, футболку и т. д.). Удобнее всего собирать деньги на воплощение идеи на специализированных площадках.
Ключевые задачи: поиск финансирования, привлечение внимания аудитории, проверка идеи на прочность.
Крауд-платформа — это интернет-ресурс, где авторы размещают проекты, которые нуждаются в финансировании.
Плюсы: расширяет исходную аудиторию, берет на себя платежные системы, обеспечивает прозрачность сбора, гарантирует возврат денег участникам. На русских площадках авторам в помощь дают менеджера, который может помочь советами по оформлению, не даст запутаться в документации, сориентирует по вопросам во время и после запуска. Проекты на платформах вызывают больше доверия, так как перед публикацией они проходят проверку, а с автором заключается договор.
У каждой площадки — свои нюансы и аудитория.
Например, на Kickstarter разместить проект из России непросто — есть ряд условий, а на CrowdRepublic донатят любители фантастики и фэнтези, комиксов, настольных и видеоигр — здесь собралось свое гик-сообщество.
Авторы — люди или компании, которые размещают проект в сети. Даже издательства частенько прибегают к помощи крауд-платформ, чтобы собрать деньги на выпуск тиража, проверить книгу на востребованность. Эти проекты объединяют людей, которые горят своей идеей и готовы делиться этим огнем с другими. Например, редакция журнала «Мир фантастики» уже несколько лет собирает краудами деньги на выпуски.
Крауд — тот самый проект по сбору средств. Успешный — если ко дню «Икс» идею поддержали на обозначенную на старте сумму (или на большую); неуспешный — когда за объявленное время деньги в нужном количестве не собрали. Перед тем как разместить на сайте платформы, авторы выделяют главную цель сбора и сверхцели (которые помогут улучшить основную), готовят описание и визуал для представления проекта и наград (которые будут покупать бекеры, чтобы поддержать проект), записывают видеообращение. Подача очень важна. Пользователи должны захотеть присоединиться и оставить предзаказ на вашу книгу.
Бекеры — люди, которые поддержали проект, купив хотя бы одну награду («пакет с бонусами» или без бонусов). Обращают внимание в первую очередь на представление идеи. И конечно, им важно быть в курсе того, как идет проект. Для них авторы готовят новости и «плюшки», составляют опросы, рассказывают об успехах на разных этапах, о старте отправки наград. Те, кто приобрел хоть что-то, заинтересованы в успешном завершении проекта — это обязательное условие получения своей покупки. Поэтому авторы просят участников помочь — поделиться информацией о проекте в соцсетях, у блогеров и в СМИ.
Награды — комплекты бонусов, которые покупают люди, чтобы помочь проекту собрать деньги. Вот где простор для фантазии! Вариантов много, но их можно объединить в такие группы:
безвозмездная поддержка — обычно 100 рублей, награда «Спасибо»;
нематериальные бонусы — цифровой контент (обои для рабочего стола, дополнительные рассказы, приключения. Стикеры в мессенджерах и т. п.), размещение имени спонсора в книге и т. д.;
материальные — печатная книга с автографом, закладка, футболка или кружка с артом по мотивам, брелок или фигурка персонажа и т. п.
Здесь важно продумать количество и стоимость. В идеале начать с малого количества наград и потом пополнить список по итогам общения с читателями.
Да, крауд требует включенности и сил, но эта работа принесет видимый результат.
➤ Соберете деньги на осуществление своей мечты и создадите сообщество неравнодушных.
➤ Напечатаете тираж под предзаказ, а значит, не нужно будет хранить его в комнате. Можно будет сразу отвезти на склад площадки CrowdRepublic, например.
➤ Сможете лучше понять свою аудиторию и расширить ее.
Удачные крауд-проекты писателей на «Кикстартере» (их намного больше):
- Франклин Ард с современным фэнтези Back to Zero;
- нуар-роман в жанре «ужасы» от Мишель Джой Соффе Last road to the Blackwoods;
- уютное приключение Non-Player Character от Виктории Корва.
В следующей статье вы узнаете: Из чего состоит крауд-проект?