Мы еще только начали «В пасти безумия» (1995)

«…Реальность тонка, и настоящая реальность за ней – это бесконечная бездна, наполненная монстрами»
Стивен Кинг, «Сразу после заката»

Бывает так, что фильм запоминается благодаря обстоятельствам, при которых ты его увидел в первый раз. «В пасти безумия» автор этих строк впервые посмотрел глубокой ночью за границей. Знания его английского языка на тот момент было недостаточно, чтобы понять диалоги, но было ясно, что это – фильм ужасов: персонаж убегал он каких-то запредельно чудовищных монстров, проваливался в другую реальность, спасался от маньяков с топорами, сбегал из сумасшедшего дома… В этом фильме было что-то притягательное, мистическое, жуткое, а актер, играющий главную роль, изображал сходящего с ума человека так достоверно, что для этого не требовался перевод. Ваш покорный досмотрел фильм до конца (не зная сути, так и не понял развязку), но записал название фильма, которые упоминалось в финальных титрах: «In the Mouth of Madness» — «В пасти безумия» и запомнил имя главного актера – Сэм Нил.

Режиссер фильма Джон Карпентер называет «В пасти безумия» (1994) завершающим «Трилогию Апокалипсиса», начатую фильмами «Нечто» (1982) и «Князь тьмы» (1987). Главный герой фильма – страховой агент Джон Трент, специализирующийся на раскрытии финансовых афер – идет по следу Саттера Кейна, знаменитого писателя романов ужасов. Кейн пропал накануне выхода своей новой книги – «В пасти безумия». Джон подозревает, что это лишь рекламный трюк, но по ходу расследования он вместе со своей помощницей попадает в городок Хоббз Энд, которого нет ни на одной карте, зато это место детально описано в романах Кейна. Грань реальности и фантазии стирается, когда Джон начинает подозревать, что все его действия уже описаны в этой злополучной книге…

Сэм Нил просто создан для этой роли – уверенный, прагматичный человек, у которого в прямом смысле слова земля уходит из-под ног; конкуренцию ему мог бы составить, пожалуй, только демонический Рей Уайз («Твин Пикс», «Тупик»). Похожую по содержанию роль Нил позже сыграл у Пола Андерсона в недооцененной картине «Сквозь горизонт» (1997). Жаль, что самым известным фильмом Сэма Нила до сих пор остается «Парк Юрского Периода», знаменитый, конечно, динозаврами, а не его актерским талантом.

Юрген Прохнов, наверное, является самым слабым звеном в фильме, не дотягивая до масштабов персонажа, которого он играет, ведь образ сумасшедшего писателя Саттера Кейна недвусмысленно списан с персоны самого Стивена Кинга, к творчеству которого Карпентер имеет самое непосредственное отношение, блистательно экранизировав его «Кристину».

Фильмов, в которых герои попадают в «проклятый городок» — не счесть. «В пасти безумия» разыгрывает этот сюжет с новой силой – реальность и вымысел тут не просто перемежаются – они вложены друг в друга, как какая-то дьявольская матрешка, перетекают одно в другое. Для создания «пугающего» эффекта Карпентер применяет старые приемы: кровища стекает с лезвия топора, демонические дети с острыми зубами изрекают пророчества, чудовища рвутся сквозь бумажную ткань повествования – но сделано это мастерски, да еще и с фирменным карпентеровским юмором (как вам идиллическая песенка от Carpenters(!) «We’ve only just began» – «Мы еще только начали» – в качестве саундтрека к началу конца света?). Адские твари в фильме не случайно напоминают лавкрафтовских чудовищ – Карпентер явно вдохновлялся историями о Ктулху, а имя спрутообразной бабули из отеля – миссис Пикман – напрямую отсылает к одному из рассказов Лавкрафата. Можно сказать, что «В пасти безумия» похож по задумке на «Бесконечную историю», только герой читает не сказку со счастливым концом, а саму Книгу Мертвых. «Это реальность, я реален!» — авторитетно доказывает он, чтобы спустя какое-то время сидеть в пустом кинотеатре погибшего мира и смотреть фильм «В пасти безумия» с самим собой в главной роли, замыкая бесконечный круг. 

Автор - Dmitrythewind

Следующий пост

«Спящий лагерь» (1983)

Феноменальный коммерческий успех малобюджетного слэшера «Пятница 13» 1980-го года выпуска породил желание многих начинающих режиссеров снять нечто подобное, «дешево и сердито», и прорубить окно в обитель классиков жанра «хоррор» и кассовых постановщи...
408