«Спящий лагерь» (1983)

Феноменальный коммерческий успех малобюджетного слэшера «Пятница 13» 1980-го года выпуска породил желание многих начинающих режиссеров снять нечто подобное, «дешево и сердито», и прорубить окно в обитель классиков жанра «хоррор» и кассовых постановщиков. В результате возникло несметное количество клонов и подражаний, но только единицы из них стали хитами и заслужили уважение. Основная проблема подобных фильмов была в патологической предсказуемости развития событий, а банальная жестокая резня быстро перестала привлекать толпы зрителей. Просто ужасного маньяка, бессмысленно кромсающего молодежь стало недостаточно, требовалась настоящая интрига, душераздирающая тайна, «выносящая мозг» зрителю в финале и заставляющая его несколько минут смотреть на титры в оцепенении от увиденного.

Также как и в «Пятнице», действие ленты происходит в лагере для отдыха на берегу озера. Только главные герои фильма подростки, за которыми приглядывают вожатые и воспитатели. Среди ребят – двоюродные брат и сестра Рикки и Анжела. Рикки вполне заурядный сорванец, а вот Анжела, тихая, нелюдимая девочка, в детстве получившая тяжелую психологическую травму. С начала прибывая этой парочки в лагере начинают происходит странные несчастные случаи, а потом и откровенные убийства.

Конечно, несмотря на то, что «Спящий лагерь» стал классикой фильмов ужаса и повлек за собой несколько продолжений, картина далеко не идеальна. Ее главная проблема в том, что при хронометраже менее полутора часов, лента кажется сильно затянутой и нагоняет сон своим чересчур неторопливым повествованием. В свое дебютной работе Хилтзик продемонстрировал полное отсутствие чувства ритма и по этой же причине не смог создать должного саспенса. Конечно, страшные и напряженные моменты в картине присутствуют, но они недостаточно эффектны на фоне общей заунывности развития событий. Впрочем недостаток динамики с лихвой окупится в финале, когда нам станет ясна суть замысла и мы откроем рот от удивления. Ведь по сути в фильме нет ничего лишнего, все работает на рассказываемую историю и ее мощный финал, просто Хилтзику не хватило таланта и мастерства сделать интересными статичные «мирные» сцены, которых в контексте сюжета довольно много.

Еще один характерный и распространенный для многих слэшеров минус – это слабая игра актеров. Причем дети здесь намного «убедительнее» взрослых. Дело даже не в том, что сценическое исполнение плохое, оно просто не производит абсолютно никакого впечатления. Автор этих строк бы даже не стал говорить об этом типичном недостатке для «кроваво-маньячного» фильма ужасов, просто здесь яркая актерская игра могла бы «оживить» продолжительную тягомотину между сценами насилия, но, увы, для Хилтзика это было абсолютно несущественно, как и для многих других слэшер-режиссеров.

А вот с убийствами в «Спящем лагере» все в порядке. Их немного, но сняты они жутко и с выдумкой, и даже сейчас по прошествии многих лет производят должное впечатление. Здесь маленький бюджет картины пошел только на пользу, когда при минимуме бутафорской крови и спецэффектов, за счет грамотной операторской работы и озвучки нас неслабо пугают жестокостью и реалистичностью.

Но самое главное в фильме, о чем я уже говорил – это концовка! Ради интереса, с позиции уймы отсмотренных триллеров и ужастиков, попробуйте угадать в процессе просмотра, чем завершится данная история. Лично у меня не получилось, и в финале я был искренне удивлен. Непредсказуемый завершающий аккорд затмевает многочисленные недостатки картины, и ты понимаешь, почему некоторые фильмы становятся культовыми.

Предыдущий пост

Мы еще только начали «В пасти безумия» (1995)

«…Реальность тонка, и настоящая реальность за ней – это бесконечная бездна, наполненная монстрами»Стивен Кинг, «Сразу после заката»

Бывает так, что фильм запоминается благодаря обстоятельствам, при которых ты его увидел в первый раз. «В пасти безумия...
455