«На основе славянской культуры можно создать что-то крутое»
17 марта у нас в «Книжных разборках» вышла пятиминутка с обзором на книгу «Тихий Омут» Павла Беляева (славянское фэнтези), а сегодня предлагаем познакомиться с автором поближе.
Первое, что хотелось узнать: почему вы выбрали жанр славянское фэнтези, ведь можно было взять мир автора и всё?
Мне ужасно обидно за славянскую культуру и мифологию. Рынок полнится крутыми историями на основе кельтской, романской, даже восточной мифологии, а вот чего-то серьёзного на основе славянской исчезающе мало. Ряд откровенно провальных и несерьёзных произведений в жанре славянского фэнтези дискредитировали жанр, и очень долго в нём мало кто решался работать. К счастью, сейчас положение начинает изменяться, появляется всё больше историй, хороших историй. И всё равно, это пока только первые робкие шаги. В подавляющем большинстве даже российские авторы предпочитают писать фэнтези на основе уже готового лора – все эти эльфы, драконы и гоблины. Моя мечта – показать, что на основе славянской культуры тоже можно создать нечто весьма крутое :).
Как вы относитесь к лекциям? Из книги сложилось ощущение, что вы не любили на них сидеть, возможно, из-за какого-то преподавателя.
Вы правы, я не очень люблю сидеть на лекциях, что иронично, поскольку я сам весьма унылый лектор :). Это скорее всего, зависит от заинтересованности предметом. Если приходится сидеть где-нибудь по служебной необходимости, то это, конечно, каторга. Но если предмет меня занимает, то даже у самого заунывного учителя всегда найдётся что-то интересное. А что касается лекций в книге, там скорее больше моё общечеловеческое наблюдение – в основной своей массе люди не очень любят учиться. Особенно если тебе 12 лет, тебя заперли в замшелых сырых кельях и заставляют учить средневековую схоластику вместо чего-то действительно интересного. Да и у книжных учителей в методах присутствует разнообразие, например, когда появляется Ганс Кристиан, уроки становятся куда оживлённее :).
Как пришла идея с Тихими Омутами и их силами, что вас подтолкнуло? Или есть такие легенды?
Легенд нет. Во всяком случае, мне о них ничего не известно. Это был долгий процесс, мне хотелось добавить в книгу не просто какого-нибудь мага – магия в Горнем мире запрещена, а что-то вроде экстрасенсов или людей Х. Но их как-то нужно было называть, не мутантами же, в конце концов, в славянском-то фэнтези. Мне нужно было что-то, что одновременно укажет на их скрытые силы и одновременно на связь с чертями, так путём ассоциативного ряда вспомнилась поговорка «в тихом омуте черти водятся». Она подходила идеально. Так и появились тихие омуты – люди со скрытым могуществом в услужении у чертей. Ещё был в нулевых такой мини-сериал «Операция «Цвет нации», где прозвучала фраза про детей-террористов: «Они сильнее всех потому, что их никто не воспринимает всерьёз». Я подумал – боже, это гениально! Так мои тихие омуты стали «милыми» детишками.
Спрошу о наболевшем: за что вы так с Ией?
Герой должен страдать. Кому интересно следить за приключениями человека, которому не грозит никакая опасность? Через горе, несчастье, опасность проявляется характер персонажа и только через них. Мы не узнаем, насколько несгибаема воля героя, пока он прыгает по лужку и собирает ромашки. Именно проводя через боль, мы показываем персонажа во всей его красе. Страдание обнажает его душу ярче, чем самые изысканные выражения автора.
Ганс-Кристиан тут случайное имя или…
Я стараюсь избегать всяких случайностей, а в книге сам Ганс-Кристиан говорит, что его назвали в честь сказочника. Конечно же, это не сам Андерсен, но он служит для тихих омутов своеобразной дверью в волшебный мир. До встречи с ним ребята всё ещё оставались обычными, но Ганс-Кристиан раскрывает их способности, делая детей самих проявлением волшебства. Он же приводит в жизнь Ии Кайю.
Вы любите ледяные скульптуры. Бывали ли вы в ледяных замках?
Снежные мы строили, но в ледяных не приходилось. Я живу в Томске, и каждый год у нас проходит фестиваль ледяных скульптур. Мне захотелось перенести эту красоту в мои книги.
Кайя и её брат – это случайно не отсылка к «Снежной королеве»?
Именно так. Мне показалось забавным слегка сдвинуть акценты, но только слегка. Кайя по-прежнему во дворце повелителя холода, а Герто её ищет, чтобы спасти :). На самом деле, эту небольшую пасхалочку редко кто замечает. Кайя и Герто даже не пересекаются в книге. Это такой крючок для внимательного читателя, чтобы он потом мог воскликнуть: «Ага! Я это заметил!». Меня даже как-то спросили, не собираюсь ли я написать отдельную историю про Кайю и Герто, но я не люблю ретеллинги.
Много отсылок к сказкам. Задаешься вопросом: это параллельный мир или какая-то часть нашего континента?
Отсылок действительно много, но мир всё-таки другой. А отсылки скорее как средство выразительности, или способ подчеркнуть суть через метафору и знакомый образ.
Как в целом вы относитесь к сказкам?
Обожаю сказки. Особенное их более древние варианты, не прошедшие через горнило цензуры, те самые, мрачные, с плохими концами, хотя и с хорошими тоже :).
Почему вы соединили лазутчика и богатыря? За их путем я наблюдала с удовольствием, но мне даже жаль было богатыря, хотя смешно очень.
Мне было интересно столкнуть две крайности. Богатырь с его хрестоматийными и немного наивными понятиями о добре и зле и циничный лазутчик, который больше думает о чисто выполненной работе, чем о средствах её выполнения. Заодно лазутчик был инструментом, который не позволял богатырю совершить совсем уж вопиющие и в некоторой степени хрестоматийные ошибки, вроде того, чтобы разобраться с деревней, но по какой-то причине пощадить одного пацана, из которого мы потом получим нового Конана или Волкодава.
Бывали ли вы в городах-пещерах? Очень хорошо описали Храмовые скалы.
Никогда не слышал про такие и всегда думал, что Храмовые скалы и их аналоги – это моя выдумка. Но, возможно, я просто чего-то не знаю.
Вы не боитесь писать на тему религии?
Боюсь. И меня многие от этого предостерегали. Но в стране, где закрываются больницы, школы и детские сады и в то же время открываются всё новые храмы, об этом должен кто-то говорить.
Верите ли вы в существование потусторонних сил? Ведь писать о чем-то не значит верить в это?
Не верю. У меня вполне материалистичный склад ума.
Где вы брали информацию для описания сражений и боев?
В основном из книг других авторов. Чаще всего Аберкромби и Перумова. Читал некоторые труды и статьи по тактике средневекового боя, чтобы не получилась какая-нибудь странная вещь вроде того, что герои вышли в поле против многократно превосходящего войска, хотя могли отсидеться за крепкими стенами и перестрелять тех по одному. Я немного утрирую, но такое случается. Да и вообще, когда пишешь средневековое фэнтези, надо стараться учить историю, наверное. Я стараюсь, хотя до эксперта мне ещё далековато.
Сложно было писать с использованием старых слов и оборотов?
Сложно писать без нихJ. На самом деле несколько лет назад в моих рассказах было куда больше старославянизмов. Я писал что-нибудь в духе: «Ратибор пошёл посолонь, в покрытой кровью байдане» и так далее. Но эти тексты мало кто понимал. Сейчас я стараюсь писать более привычным языком, вставляя устаревшие слова только в прямой речи, чтобы придать некоего колорита.
Как вы подбирали имена персонажам?
С каждым была своя отдельная история. Ию я хотел назвать в честь одной реки в Сибири. Тут была бы параллель через воду с тихими омутами, путь Ии такой же долгий и извилистый, как река… а потом я где-то на середине книги вспомнил, что река-то не Ия, а Яя, но было поздно уже что-то менять – три четверти написаноJ. Злата имя весьма простое – она приз и сокровище Будилада. Сота – от слова сотня, сотник. Кайя, Герто и Ганс Кристиан, думаю, с ними уже понятно. У всех обитателей Храмовых скал библейские имена, кроме Анея и его компании, что как бы символизирует то, что они пока не принадлежат миру Храма. Аней сам по себе как-то так назвался. Просто пришло в голову, что вот он Аней и другого варианта даже не стояло. Лучан – от слова «луч», светлый человек, тот, который должен был стоять на страже света. А в основном имена подбираются интуитивно. Я открываю список славянских (языческих) имён и смотрю, какое из них подошло бы тому или иному.
Главный вопрос: будет ли продолжение?
И да, и нет. Как такового «Тихого омута 2» не планируется. Но я уже работаю над трилогией, события которой происходят спустя 5 лет после событий «Омута». И история здесь делает своеобразную рокировку – некоторые эпизодические персонажи «Тихого омута» выйдут на первый план, а главные, соответственно, уйдут в массовку.
Интервью подготовила и провела Алла Чумаченко.