Работа поэта над музыкальной заготовкой.
Что такое «Вокальная форма»?
1.
Самое простейшее – ОДНОЧАСТНАЯ форма, т.е. некий музыкальный материал (А) повторяется многократно без явных изменений:
ААА…АА
Пример – «Во поле береза стояла».
В такой форме количество куплетов не влияет на характер песни. В «Берёзе» сейчас поется 2-3-4 куплета без потери смысла. Кончно. Различные аутентичные народные коллективы поют такие песни «в оригинале» - по 10-20 куплетов, что, однако, не придает этим песня бОльший смысл.
2.
ДВУХчастная форма.
В такой форме (как понятно из названия) 2 различных мотива: А и Б. Выглядит это так:
ААБА
Пример – хор Менестрелей из «Орлеанской девы» Чайковского.
А Бегут года и дни бессменной чередою,
Тернистою стезей к могиле всяк спешит.
А Стезя не далека, могила под горой,
Но много на пути судьба нам бед дарит.
Б И лишь один цветок волшебный
Нам в утешенье небом дан,
Силой чудной и целебной
Полон дивный талисман.
А Бегут года и дни бессменной чередою,
Тернистою стезей к могиле, всяк спешит.
А также творчество Омара Хайяма:
А Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
А Два важных правила запомни для начала:
Б Ты лучше голодай, чем что попало есть,
А И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
3.
КУПЛЕТНАЯ форма.
Форма, где явно выражены куплет (А) и припев (Б).
АБАБАБ
В «обычных» песнях – детских и эстрадных, такой простейшей формы достаточно.
Но если глянуть на «классический» репертуар, то выясняется, что даже в такой, с виду простой, форме, можно найти усложнения.
Во-первых – это КОДА (К), дополнение к музыке, закрепляющее ЗАВЕРШЕНИЕ произведения, чаще всего дополнительно служащая для показа возможностей голоса солиста методом усложненной конструкции музыки, как тесситурно, так и интервально.
Пример – ария Жермона из «Травиаты» Верди
Во-вторых, это
4.
Расширенная куплетная форма.
Стандартный вокальный номер длится 2-3 минуты, в зависимости от ТЕМПА и КОЛИЧЕСТВА повторов. Если темп МЕДЛЕННЫЙ, то 2-х повторов бывает достаточно, особенно если и куплет и припев сами по себе довольно обширны.
А вот если темп приличный, да ещё и куплеты небольшие, то простых 2-х повторов недостаточно. Тут-то и появляется такое понятие, как ПРОИГРЫШ (п).
Стандартная эстрадная песня:
АБАБпББ
Сложнее:
АБАБпБК
Ещё сложнее:
ААБАБпАБК
Эти конструкции не должны ЯВНО превышать 3-х минут. Их задача – проскочить за 2 минуты.
Конечно, если темп КРАЙНЕ БЫСТРЫЙ, то любая конструкция не дотянет до 2-х минут. Тогда произведение берет количеством ТЕКСТА за эти 1,5 минуты.
5.
РОНДО
Конструкция вида:
АБАВАДА
Пример – рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки и там же ария Руслана «Дай Перун булатный меч мне по руке»
Части БВД противопоставляются части А: по мелодии, по фактуре, по инструментам (по сопровождению), по темпу, по размеру…
Наиболее распространен вариант АБАВА. Более развернутые варианты используются в ФИНАЛАХ картин и всего произведения, где время откровенно уходит за 3 минуты.
6.
Свободная форма.
Как следует из названия – такая ария-фантазия, либо совсем без повторений:
АБВГДК
либо такая псевдо-рондальная конструкция:
АБВАДпБЖА
Здесь обычно солисты перемежаются хором, что также ведет к увеличению времени номера
Конструкции, в которых каждая отдельная часть АБ содержит внутри развитую форму, в вокальной литературе не встречаются
ВЫВОД:
Работа поэта с музыкальной заготовкой.
Композитор предоставил некий музыкальный материал.
- Смотрим, к какой форме относится болванка.
- Если она типа 5 или 6 – берём её за ЖЕЛЕЗНУЮ основу и работаем над текстом.
- Если заготовка короткая – применяем действия из 3 или 4:
а) тупо делаем несколько повторов: АБАБАБ или АБАБАБК или АБАБпБК
б) в зависимости от течения текста играем повторениями частей и проигрышем: ААБАБК или ААБАБпБК или АБАпАБК или ААББпАБК или как пойдет - Отдаём получившийся текст композитору – пусть инструментует.
Профит!