Работа поэта над музыкальной заготовкой.

Что такое «Вокальная форма»?

1.

Самое простейшее – ОДНОЧАСТНАЯ форма, т.е. некий музыкальный материал (А) повторяется многократно без явных изменений:

ААА…АА

Пример – «Во поле береза стояла».

В такой форме количество куплетов не влияет на характер песни. В «Берёзе» сейчас поется 2-3-4 куплета без потери смысла. Кончно. Различные аутентичные народные коллективы поют такие песни «в оригинале» - по 10-20 куплетов, что, однако, не придает этим песня бОльший смысл.

2.

ДВУХчастная форма.

В такой форме (как понятно из названия) 2 различных мотива: А и Б. Выглядит это так:

ААБА

Пример – хор Менестрелей из «Орлеанской девы» Чайковского.

А Бегут года и дни бессменной чередою,
   Тернистою стезей к могиле всяк спешит.
А Стезя не далека, могила под горой,
   Но много на пути судьба нам бед дарит.
Б И лишь один цветок волшебный
   Нам в утешенье небом дан,
   Силой чудной и целебной
   Полон дивный талисман.
А Бегут года и дни бессменной чередою,
   Тернистою стезей к могиле, всяк спешит.

А также творчество Омара Хайяма:

А Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
А Два важных правила запомни для начала:
Б Ты лучше голодай, чем что попало есть,
А И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

3.

КУПЛЕТНАЯ форма.

Форма, где явно выражены куплет (А) и припев (Б).

АБАБАБ

В «обычных» песнях – детских и эстрадных, такой простейшей формы достаточно.

Но если глянуть на «классический» репертуар, то выясняется, что даже в такой, с виду простой, форме, можно найти усложнения.

Во-первых – это КОДА (К), дополнение к музыке, закрепляющее ЗАВЕРШЕНИЕ произведения, чаще всего дополнительно служащая для показа возможностей голоса солиста методом усложненной конструкции музыки, как тесситурно, так и интервально.

Пример – ария Жермона из «Травиаты» Верди

Во-вторых, это

4.

Расширенная куплетная форма.

Стандартный вокальный номер длится 2-3 минуты, в зависимости от ТЕМПА и КОЛИЧЕСТВА повторов. Если темп МЕДЛЕННЫЙ, то 2-х повторов бывает достаточно, особенно если и куплет и припев сами по себе довольно обширны.

А вот если темп приличный, да ещё и куплеты небольшие, то простых 2-х повторов недостаточно. Тут-то и появляется такое понятие, как ПРОИГРЫШ (п).

Стандартная эстрадная песня:

АБАБпББ

Сложнее:

АБАБпБК

Ещё сложнее:

ААБАБпАБК

Эти конструкции не должны ЯВНО превышать 3-х минут. Их задача – проскочить за 2 минуты.

Конечно, если темп КРАЙНЕ БЫСТРЫЙ, то любая конструкция не дотянет до 2-х минут. Тогда произведение берет количеством ТЕКСТА за эти 1,5 минуты.

5.

РОНДО

Конструкция вида:

АБАВАДА

Пример – рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки и там же ария Руслана «Дай Перун булатный меч мне по руке»

Части БВД противопоставляются части А: по мелодии, по фактуре, по инструментам (по сопровождению), по темпу, по размеру…

Наиболее распространен вариант АБАВА. Более развернутые варианты используются в ФИНАЛАХ картин и всего произведения, где время откровенно уходит за 3 минуты.

6.

Свободная форма.

Как следует из названия – такая ария-фантазия, либо совсем без повторений:

АБВГДК

либо такая псевдо-рондальная конструкция:

АБВАДпБЖА

Здесь обычно солисты перемежаются хором, что также ведет к увеличению времени номера

Конструкции, в которых каждая отдельная часть АБ содержит внутри  развитую форму, в вокальной литературе не встречаются

ВЫВОД:

Работа поэта с музыкальной заготовкой.

Композитор предоставил некий музыкальный материал.

  1. Смотрим, к какой форме относится болванка.
  2. Если она типа 5 или 6 – берём её за ЖЕЛЕЗНУЮ основу и работаем над текстом.
  3. Если заготовка короткая – применяем действия из 3 или 4:
    а) тупо делаем несколько повторов: АБАБАБ или АБАБАБК или АБАБпБК
    б) в зависимости от течения текста играем повторениями частей и проигрышем: ААБАБК или ААБАБпБК или АБАпАБК или ААББпАБК или как пойдет
  4. Отдаём получившийся текст композитору – пусть инструментует.

 

Профит!

продолжение...

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий