Работа поэта над музыкальной заготовкой.-2
(Продолжение предыдущего блога)
1. Чтение стихов
Прежде чем ПИСАТЬ стихи, поговорим о том, как их ЧИТАТЬ.
Возьмем отрывок из Некрасова:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
Обратите внимание, что помимо самогО текста качественный чтец использует такую вещь, как ПАУЗА. Пауза в стихах может быть вызвана несколькими причинами:
а) Конец предложения. (. ! ?) У нас это мороз и воз. В это время чтец делает ВДОХ (В) – возникает БОЛЬШАЯ пауза.
б) Знаки препинания (, ; : –). У нас это пору, вышел; гляжу, Лошадка, . В этих местах (особенно на запятой) чтецы не ВДЫХАЮТ. Они делают ЦЕЗУРУ (Ц) – текст останавливается НЕНАДОЛГО (т.е. от чтеца нет звука), а затем идет дальше. В некоторых случаях на этих знаках чтец делает В, если посчитает это нужным.
в) Конец строки. Если конец строки ограничен знаками из а) и б), то поступаем соответственно. А если конец строки пуст (в гору), то ДОЛЖНА БЫТЬ несомненная Ц.
г) В середине предложения. Ставится Ц для привлечения внимания слушателя к данному конкретному слову. Это уже мастерство чтеца.
(Есть группа артистов и режиссеров, которые ТРЕБУЮТ, чтобы строка «без ограничений» читалась безостановочно:
Однажды,
В студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел;
Был сильный мороз.
Гляжу,
Поднимается медленно в гору лошадка,
Везущая хворосту воз.
В результате на выходе имеем не РИФМОВАННЫЙ РИТМИЧНЫЙ текст, а ПРОЗУ.
Если бы АВТОР хотел, чтобы здесь была ПРОЗА – он и написал бы этот отрывок прозой (см. Ромео и Джульетта, где перемешаны 3 типа текста: проза, ритмичный нерифмованный стих и рифмованный стих.) А раз написаны СТИХИ, то и читаться данный текст должен так, чтобы РИФМА безусловно ощущалась.)
Отличие между В и Ц – в различном привлечении внимания к данному месту текста. Как этот отрывок читаю я:
Однажды Ц в студеную зимнюю пору Ц
Я из лесу вышел В был сильный мороз В
Гляжу Ц поднимается медленно в гору Ц
Лошадка В везущая хворосту воз.
Если вы сами вслух прочитаете отрывок, делая соответствующие Ц и В, вы почувствуете себя мною. Обратите внимание, что произношение текста перед Ц «поднимается вверх», а перед В – «опускается вниз». ВДОХ – это серьёзная отбивка между предыдущим текстом и последующим. Поэтому между «Я из лесу вышел» и «был сильный мороз» стоит В, а не Ц (п.2), как не связанные между собой.
Если же после «Гляжу» вместо Ц поставить В, то продленное действие «глядения» превратится в «глядение в точку» (попробуйте)
Стоящая после «Лошадка» В – это реакция на окончание всего предыдущего предложения «поднимается медленно в гору лошадка». Однако эта В по длине должна соответствовать Ц, поскольку здесь ЗАПЯТАЯ.
И это простой разбор простейшего отрывка.
Воооооооооооооот!
К слову – есть поэты, которые данную работу (разбивку на цезуры) берут на себя. Например: Рождественский, Долматовский и, конечно, Маяковский.
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
Для усиления чтецом смысла текста иногда ЗАПЯТАЯ заменяется ТОЧКОЙ (без потери смысла). Здесь я ставлю ТОЧКУ после «катилось лето» (и соответственно В), чтобы разорвать календарный смысл с температурным. И здоровенную остановку я делаю после «дыра», чтобы её необъятность смог оценить слушатель.
И вообще, во время чтения стихов не надо бояться пауз, если они естественным образом входят в текст. Слушателю периодически надо давать время на осмысление прослушанного, для чего и служат большие паузы, стоящие в опорных местах.
В следущей статье будем делить на цезуры музыкальные фразы