Работа поэта над музыкальной заготовкой.-2

(Продолжение предыдущего блога)

1.   Чтение стихов

Прежде чем ПИСАТЬ стихи, поговорим о том, как их ЧИТАТЬ.

Возьмем отрывок из Некрасова:

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

Обратите внимание, что помимо самогО текста качественный чтец использует такую вещь, как ПАУЗА. Пауза в стихах может быть вызвана несколькими причинами:

а) Конец предложения.  (. ! ?) У нас это мороз и воз. В это время чтец делает ВДОХ (В) – возникает БОЛЬШАЯ пауза.

б) Знаки препинания (, ; :  –). У нас это пору, вышел; гляжу, Лошадка, . В этих местах (особенно на запятой) чтецы не ВДЫХАЮТ. Они делают ЦЕЗУРУ (Ц) – текст останавливается НЕНАДОЛГО (т.е. от чтеца нет звука), а затем идет дальше.  В некоторых случаях на этих знаках чтец делает В, если посчитает это нужным.

в) Конец строки. Если конец строки ограничен знаками из а) и б), то поступаем соответственно. А если конец строки пуст (в гору), то ДОЛЖНА БЫТЬ несомненная Ц.

г) В середине предложения. Ставится Ц для привлечения внимания слушателя к данному конкретному слову. Это уже мастерство чтеца.

(Есть группа артистов и режиссеров, которые ТРЕБУЮТ, чтобы строка «без ограничений» читалась безостановочно:

Однажды,
В студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел;
Был сильный мороз.
Гляжу,
Поднимается медленно в гору лошадка,
Везущая хворосту воз.

В результате на выходе имеем не РИФМОВАННЫЙ РИТМИЧНЫЙ текст, а ПРОЗУ.

Если бы АВТОР хотел, чтобы здесь была ПРОЗА – он и написал бы этот отрывок прозой (см. Ромео и Джульетта, где перемешаны 3 типа текста: проза, ритмичный нерифмованный стих и рифмованный стих.) А раз написаны СТИХИ, то и читаться данный текст должен так, чтобы РИФМА безусловно ощущалась.)

Отличие между В и Ц – в различном привлечении внимания к данному месту текста. Как этот отрывок читаю я:

Однажды Ц в студеную зимнюю пору Ц
Я из лесу вышел В был сильный мороз В
Гляжу Ц поднимается медленно в гору Ц
Лошадка В везущая хворосту воз.

 Если вы сами вслух прочитаете отрывок, делая соответствующие Ц и В, вы почувствуете себя мною. Обратите внимание, что произношение текста перед Ц «поднимается вверх», а перед В – «опускается вниз». ВДОХ – это серьёзная отбивка между предыдущим текстом и последующим. Поэтому между «Я из лесу вышел» и «был сильный мороз» стоит В, а не Ц (п.2), как не связанные между собой.

Если же после «Гляжу» вместо Ц поставить В, то продленное действие «глядения» превратится в «глядение в точку» (попробуйте)

Стоящая после «Лошадка» В – это реакция на окончание всего предыдущего предложения «поднимается медленно в гору лошадка». Однако эта В по длине должна соответствовать Ц, поскольку здесь ЗАПЯТАЯ.

И это простой разбор простейшего отрывка.

Воооооооооооооот!

К слову – есть поэты, которые данную работу (разбивку на цезуры) берут на себя. Например: Рождественский, Долматовский и, конечно, Маяковский.

   В сто сорок солнц закат пылал,
   в июль катилось лето,
   была жара,
   жара плыла -
   на даче было это.
   Пригорок Пушкино горбил
   Акуловой горою,
   а низ горы -
   деревней был,
   кривился крыш корою.
   А за деревнею -
   дыра,
   и в ту дыру, наверно,
   спускалось солнце каждый раз,
   медленно и верно.

Для усиления чтецом смысла текста иногда ЗАПЯТАЯ заменяется ТОЧКОЙ (без потери смысла). Здесь я ставлю ТОЧКУ после «катилось лето» (и соответственно В), чтобы разорвать календарный смысл с температурным. И здоровенную остановку я делаю после «дыра», чтобы её необъятность смог оценить слушатель.

И вообще, во время чтения стихов не надо бояться пауз, если они естественным образом входят в текст. Слушателю периодически надо давать время на осмысление прослушанного, для чего и служат большие паузы, стоящие в опорных местах.

В следущей статье будем делить на цезуры музыкальные фразы

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий