Работа поэта над музыкальной заготовкой.-3

(предыдущий блог)

1. Почему один текст поётся лучше, чем другой.

А поговорим-ка мы сегодня о гимне нашей страны. Сравним тексты гимна СССР и России. Вот они перед вами.

Союз нерушимый

Республик свободных

Сплотила навеки

Великая Русь.

Россия священная

Наша держава

Россия великая

Наша страна.

Естественно, оба они написаны одним и тем же размером: 4-х стопным анАпестом –

та-ДА-та та-Да-та  та-ДА-та та-Да-та
та-ДА-та та-Да-та  та-ДА-та та-Да
Так ПОЧЕМУ же при звуках гимна нас тянет петь именно гимн СССР, а не гимн России? И это никак не связано с политическими взглядами поющего…

Прочитаем текст, обращая внимание на повышение\понижение тона на каждом отдельном слове:

гимн СССР                  гимн России

Как видим – есть различия. Также различия есть и в комбинации слогов в словах (не показано, чтобы не загромождать текст. Я думаю – сами разберёте, где что.)

Попробуйте прочитать каждый из этих текстов ФОРМАЛЬНО, т.е. следуя голосом за линией интонации и делая цезуру (Ц) или вдох (В) после каждого слова.

(читаем)

Обратили внимание на затягивание чтения в словах «священная» и «великая»? «Ну так и должно быть» - скажете вы – «Это потому, что слова сами по себе длиннее прочих». А как неожиданно быстро проскакивает «наша»?

Чувствуете, как текст гимна СССР ЧИТАЕТСЯ легче? Это первый звоночек в преимуществе текста гимна СССР.

Но это именно ПЕРВЫЙ звоночек.

А теперь посмотрим на МУЗЫКУ гимна.

2. Музыка

ноты

Где в МУЗЫКЕ В или Ц?

  1. На паузе. Чем длиннее пауза, тем больше вдох.
  2. Перед большим скачком вверх\вниз.
  3. После длинной ноты пунктира - если позволяет текст и темп.
  4. При паузе в тексте (см. предыдущий блог) – если позволяет темп.

Причем все эти пункты – необязательны. Конечно, п.1 всё равно потребует остановки. Но это вполне может быть Ц, а не В. А во все остальных случаях художественный смысл иногда наоборот – категорически против какой-либо остановки в музыке.

 («Люблю ли тебя – я не знаю…
Но кажется мне, что люблю»

Сплошь и рядом вместо дыхания после «не знаю», Ц на ЗАПЯТОЙ и дальнейшего пропевания до конца  – дыхание берут перед «люблю», полностью лишая смысла всю фразу. И это не единичный случай.)

Что мы видим в нотах гимна? ГДЕ можно остановить пение?

  1. Между 2 и 3 нотой (п.2)
  2. Далее – на паузах (п.1)
  3. Еще далее – внутри пунктира (п.3)

Кроме того, обратите внимание на волнообразное движение нот в первых фразах и пунктир в последующих.

гимн-1

Осталось сделать последний шаг: сравнить фразеологические волны гимнов СССР и России с волнами МУЗЫКИ!

Гимн СССР ПОЛНОСТЬЮ укладывается в волны нот, а гимн России – нет. Именно поэтому первый поется намного проще, чем второй – текст гимна России вступает в противоречие с музыкальной фразой, её протяженностью и дыханием.

Это и не мудрено: Гимн СССР писался на пустую музыкальную болванку и писался ПРАВИЛЬНО, сообразно музыке; а гимн России – это переделка со стремлением оставить старый смысл (по возможности). В этих условия – уже не до точностей соответствия слов музыке.

(Точное соответствие примерно такое:

Страна, что Россией ты нынче завешься...)

3. Вывод

Когда вам в руки попадет очередная музыкальная болванка – сначала внимательно разберите её на В и Ц, посоветуйтесь с композитором – на сколько поменяется характер музыки, если некоторые длительности увеличить\уменьшить, перенести\добавить паузы и из ровных восьмушек сделать где-либо пунктир. Это не всегда проходит безболезненно. (см. весь вышестоящий текст). Ну а потом уже используйте все возможности языка:  где надо – вставляйте короткие слова из 1\2 слогов, где надо – длинные.

------------------------------------------------------

Для практического усвоения материала могу предложить различные по трудности музыкальные песенные заготовки. Если это вас интересует – напишите мнение в комментариях.

Или кто-нибудь попробует написать хотя бы куплет ПРАВИЛЬНОГО гимна?

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий