Рецензия на спектакль «Вино из одуванчиков» или «Замри», ТЮЗ
«Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток; поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…» (Рэй Бэдбери «Вино из одуванчиков»)
Вопросы окружают нас повсюду. Но всегда ли мы видим ответы? Рэй Брэдбери, автор книги «Вино из одуванчиков» писал, что она возникла нечаянно. «Разве что-то происходит случайно?», - спросите вы. Думаю, что нет, так как у всего есть свой смысл. Если в вашу жизнь что-то стучится, значит, на то есть свои мотивы.
Четвертого декабря 2019 года был вполне обычный день, если бы персонажи из той самой книги не ожили бы на сцене ТЮЗА имени А.А.Брянцева. Побывать в театре - великая ценность. А если кто-то не замечает ее, то хочется крикнуть: «Проснись!», чтобы все оглянулись кругом. Как же часто мы не замечаем что-то важное, принимая это за мелочь. Кстати, второе название спектакля «Замри». Это слово вы можете услышать целых два раза. Конечно, выбрано оно неслучайно. Время остановится, указывая на свою необратимость. Теперь поразмышляем, почему «Вино из одуванчиков»? Сразу акцентирую ваше внимание на том, что одуванчик находится в двух состояниях: сначала желтая корзинка, затем шар из семянок, как человек сначала живет в семье, в которой родился, а потом создает новую. Происходит поиск смысла жизни. А вино добавляет тайны, так как первоначальное видение объекта изменяется, но суть остается.
Над созданием данного спектакля трудилось большое количество людей. Режиссер – главный человек, так как от него зависит, насколько все сплотятся единой идеей. У постановщика очень ответственная задача. Известный режиссер и педагог Адольф Шапиро также занимался инсценировкой. Используя перевод Э.Кабалевской, он перерабатывает недраматическое произведение для театра, чтобы зрители уловили дух эпохи, отбирая важных героев и самые необходимые события, которые он продуманно расставит по-своему, как книги стоят на нужных полках. Также вы можете найти некоторое количество существенных изменений, которые были внесены. Не буду их перечислять. Уже прочитав книгу, с легкостью заметите их. Но познакомившись с текстом и после спектакля, это будет не менее интересно. Но главное вот что - не какие это были перемены, а для чего? На этот вопрос и попытаюсь ответить. Мне кажется, что Адольф Шапиро хотел больше акцентировать внимание зрителя на его детстве. Чудесная пора, которая бывает раз в жизни, но очень влияет на дальнейшую судьбу человека.
По-моему, когда ты делаешь что-то в первый раз в своей жизни, например, как я сейчас пробую написать рецензию на спектакль, то испытываешь некое чувство, которое навсегда остается с тобой. Или вот еще пример из детства: впервые пытаешься самостоятельно прокатиться на велосипеде. Прелесть и грусть этого состоит в том, что уже больше не повторится, но останется с тобой навсегда. Вторая попытка - уже совсем другая история. Со временем чувство превратится в память, что будет подтверждать: ты что-то чувствовал, значит, жил.
А теперь, Дорогой читатель, приглашаю тебя пройтись вместе со мной, собирая смысловую нить. В постановке действия имеют немного другой порядок.
Перед началом спектакля, когда еще не прозвучал последний звонок, конечно, обратила свое внимание на то, как размещены декорации. Все было очень непривычно устроено. Получился замкнутый круг: в боковом секторе амфитеатра и на одном краю планшета с правой стороны свои места заняли зрители, а с левой стороны было игровое пространство для актеров. Александр Шишкин показал, что не всегда все должно использоваться по назначению. Действительно, иногда нарушение правил необходимо, и это даже захватывает. Благодаря необычной обстановке возникло ощущение живого городишки, где будут происходить разные события. В оставшейся части амфитеатра уже сидели молодые актеры в костюмах, показывающих, как выглядели дети, когда Рэй Брэдбери сам еще был ребенком. А точнее, девчонки и мальчишки Гринтауна. Их окружали огромные деревья. Также заметила статуи ворон и собак, что обитают в городе. Данные декорации были призваны передать жизнь в городе, так как животные и растения относятся к живой природе.
Вскоре в зале погас свет, наступила ночь. Но есть одна звезда, которая постоянно светит в театре - это место, где происходят разные действия, ведя разговор со зрителями. Актеры погружаются в новый для них мир и являются главными носителями информации. Жесты и взгляды – ее спутники.
На роликовых коньках с наклонного помоста, что лежит поверх ступеней, съезжает главный герой Дуглас Сполдинг (актер Федор Федотов). Но за все время спектакля его называют только кратко Дуг. Он успевает охватить своим взглядом пространство, и мы понимаем, что сейчас что-то произойдет. Наступает утро 1 июня 1928 года. Кругом все оживает. Зрители видят персонажей, которые сейчас вместе. Сразу сложно всех рассмотреть. А позже познакомимся с каждым отдельно. Вы обязательно обратите свое внимание на господина, который ведет ослика с чемоданами. Пока это какая-то загадка, но потом вы поймете.
Дуг зовет друзей, дворовых девчонок и мальчишек (актеры: Константин Соя, Константин Федин, Егор Щедров, Анастасия Грибова, Василиса Денисова, Анна Мигицко, Ксения Мусатенко, Дмитрий Ткаченко, Иван Лосев). Они начинают играть. Через игру дети познают мир. Они умеют находить веселье в простых вещах. Когда человек становится взрослее, это почему-то куда-то исчезает. А может, просто прячется. Замечали ли вы по себе? Взрослые и дети - два разных мира. У них есть сходство и различие: взрослые были детьми, а дети не были взрослыми. В детстве фантазия работает на полную катушку. Что же происходит потом? Вдруг Дуг кричит: «Замри»! Время словно замирает, как и его друзья, чтобы дать нам возможность подумать. Каждая фигура интересна. А Том, братишка Дуга, (актер Илья Божедомов) стоял на руках, смотря на мир по-своему. Затем все возвращается на круги своя.
Когда выбивают ковер, воспоминания, словно пыль, пронизывают душу. Вообще, плотное тканое изделие - забавная штука. Не забыли ли вы, взрослые? Вот Том разглядел на нем своего брата. Поищите и вы! Может, такое увлекательное занятие поможет вернуть богатую детскую фантазию, что рисует разные миры, в которых все возможно.
Дуг - необычное имя! Добавил еще одну букву, получилось друг. У каждого в детстве появляется это слово. И тогда даже не подозреваем, что когда-нибудь твой друг может уехать в другой город. Трудно даже подумать о том, что вы перестанете общаться. Останутся лишь воспоминания, что греют и разрывают души друзей. Интересно, те, у кого есть друг, догадываются ли они, какое это счастье, дорожат ли каждой минутой, проведенной вместе?! Ведь ничто не вечно. Так лучший друг Джон Хафф (актер Никита Марковский) однажды канул в небытие для Дугласа. Только они играли, веселились. Мальчик не хочет в это верить, он растерян и кричит: «Ты мне больше не друг»! Но и Джону нелегко. Когда был ведущим в игре, приказал стоять Дугу на месте и не шевелиться, чтобы он смог уйти. Может, после таких событий мы взрослеем? Когда кажется, что реальный мир встал перед тобой непробиваемой стеной, а ты не в силах что-либо сделать. Остается лишь это принять. Как будто вырвали кусочек сердца, который не вернут.
Неужели прошла какая-то секунда, и ты стал старше? Оказывается, взрослый-это не когда тебе тридцать, а когда ты что-то понимаешь и осознаешь очень важное. Все зависит от обстоятельств жизни, которая по-разному бывает устроена. Произойдет еще несколько событий, которые окажут значительное влияние на душевное состояние Дуга. Благодаря разным происшествиям он действительно станет старше, так как откроет для себя то, чего раньше совсем не замечал. Важная миссия каждого человека - сохранить в сердце ребенка. Не просто так говорят, что «устами младенца глаголет истина». Может быть, вы знаете причту, где мнение ребенка напомнило взрослому о том, что действительно важно. Философ Августин Блаженный считал, что истинное знание заложено в человеке природой.
В спектакле прослеживается и братская любовь. Вы можете заметить, как Дуг после смерти полковника попросит брата, чтобы тот никогда не оставлял его одного. Но однажды и Том пожалеет, что бывал зол на брата, когда тот заболеет. Как же хорошо на душе, если тебе есть, с кем можно разделить событие. Это то же самое, если бы в поле рос один одуванчик или целое поле одуванчиков.
Слышите жужжанье косилки? Это Билл Форестер старается: новый сорт травы не нужно будет косить, она сама вырастит до нужного момента. Дедушка Сполдинг ( актер А.Титков) будет находиться в недоумении: человеку лишь бы себя не утруждать. Но думали ли вы, что такие «мелочи» могут приносить радость. Из них ведь складывается жизнь. Посмотрите на повседневные «хлопоты» иначе, хорошенько приглядитесь! Когда отведаете одуванчиков, то точно все поймете. Кстати, об этом наверняка дядя ( нар. арт. России Валерий Дьяченко) уже узнал из газеты. Он много читает и очень наблюдателен. Необходимо быть внимательным, чтобы не упустить что-то очень важное!
Пожилая женщина, миссис Бентли (нар. Арт. России Антонина Введенская), хранила вещи, что имели память. Только посмотрите на колечко, которое она носила, когда ей было девять; на гребень, которым закалывала волосы. А какое красивое платье у нее есть. В нем Бентли играла Белоснежку. А самое главное сокровище-фотография. Девочки, которые пришли в гости не верили миссис, что она была ребенком. Ее вещи (даже фотография) не являлись для них доказательством, так как их можно приобрести. Даже не осталось того, кто мог бы это подтвердить. Стоит задуматься, что же может быть существенной уликой? Как-то раз к Бентли приходит видение: муж (засл. арт. России Сергей Шелгунов) с того света напоминает ей, что она уже не та маленькая девочка, что изображена на фотографии, а та, что есть сегодня, даже не вчера. Действительно, жизнь проходит здесь и сейчас. Девчонки будут радостно танцевать вокруг старых вещей. Владимир Варва подберет такие движения, что их танец и окажется огнем, пожирающим антиквариат. Один раз они остановятся. Есть надежда, что опомнятся. А всего лишь убедились в том, что миссис Бентли с ними заодно. Девочки даже не понимают, что когда-то тоже будут такими, как миссис. Детской душе, недавно появившейся на свет, не хочется верить, в то, что можно быть старым.
Придет день, когда Элен Бентли уйдет в иной мир. Она возьмет мужа под руку, и они пойдут вместе. Данный эпизод постановки грустный, хоть они и улыбаются, так как понимаешь, что больше не увидишь Элен, что берегла в своем сердце детство. Но в то же время романтичный, так как любовь вновь объединила двух людей, что любили друг друга при жизни. В это время девушка поет романс «Гори, гори, моя звезда», что дает возможность порассуждать: А замечали ли вы, как много на небе бывает звезд? Человек рождается, зажигая на небе звезду, а когда умирает, она становится ему домом. Наверное, поэтому мы любим смотреть на звезды.
Меня впечатлило, что в спектакле после некоторых происшествий пели девушки (Мария Хрущева, Ангелина Закерьяева, Анна Дразнина). Также был задействован рояль. Живая музыка заставляла задуматься: разве прошлое не является частью настоящего? Ведь от того, что было, зависит то, что есть и будет. А на экране мелькали кадры, ставшие историей.
Мальчишки найдут машину времени. Как много разных историй рассказывал им полковник Фриллей (актер Сергей Дрейдин), что захватывали ребят. Им казалось, что как будто были там, видели все своими глазами. Он говорил с ними о войне. Здесь важно понять, что в ней никто никогда не выигрывает, только теряют. Том возьмет ружье и будет целиться в Чин Линсу, как когда-то сосед полковника.
Мне кажется, что в спектакль стоило добавить момент, как в фильме тысяча девятьсот двадцать седьмого года Игоря Апасяна, когда мальчишки переносятся в прошлое, где происходят военные действия. Они видят, как солдаты погибают, и бояться потерять друг друга. Это даст возможность подчеркнуть тему любви, которой порой не хватает. Без нее вообще не может быть и жизни. На мой взгляд, этот фрагмент, как видение из будущего, подготовит к расставанию друзей, которых вскоре разлучит расстояние, и еще больше усилит эмоциональную сторону. Это позволит зрителю сопереживать, дав понять, что никто не знает, что может произойти в его жизни. То, что казалось, находится далеко, может приблизиться и сделать больно. Хотя, мне было достаточно посмотреть в глаза Дуга.
Как-то раз мальчикам больше не разрешили приходить, ведь полковнику нельзя было волноваться. Когда санитарка (актриса Елизавета Прилепская) уйдет, он свяжется по телефону со старым другом и очень попросит его дать послушать в последний раз звуки, доносящиеся из улицы. Это были не просто шумы, а целая жизнь! Воспоминания нахлынули. Как в молодости полковник Фриллей встает и танцует. После этого возвращается в свое кресло, в котором просидел десять лет и умирает. Машины времени больше нет. Но его истории запомнились верным слушателям. Благодаря ему дети смогли побывать в прошлом, которое живет до сих пор в их памяти.
Владимир Бычковский занимался музыкальным оформлением. Он создал целый оркестр молодых людей, что играли «Басаме мучо». Инструменты складывались один за другим, как рассказанные истории на то место, где сидел полковник Фрилей. Дуг присел перед ними на корточки, почитая машину времени.
Помните ли вы, какой цвет глаз у вашего любимого человека? Дуглас ошибся, когда такой вопрос ему задала одноклассница (актриса Ксения Плюсина). Неужели даже любя кого-то, мы многого не замечаем. Когда человек акцентируем на чем-то свое внимание, то это интересно ему. А это в свою очередь говорит о том, что он знает это, пытается понять. Когда переходишь от одной ступеньки к другой, делаешь шаг, то есть ты движешься. Осознав переход, уже по-другому смотришь на жизнь, как-то более ценно и бережно к ней относишься. Диалог Лизы и Дуга - некое подтверждение существования смысла. Закончится он выражением любви - поцелуем.
А верите ли вы, что мужчина может влюбиться в девушку, что изображена на фотографии в газете? Уже второй раз мы сталкиваемся с технологией записи изображения путем регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала. По-моему, прекрасное изобретение, что помогает хранить воспоминания! Оказывается, похожая история как - то раз произошла. Известный русский художник В.А.Серов напишет портрет «Девушка, освященная солнцем» в 1888 году. На нем будет изображена Мария Симонович. Она уедет жить во Францию, где спустя годы повстречает русского человека. Когда он увидит репродукцию, висевшую на стене, то спросит: «Кто эта девушка»? Мария скажет, что это она. Тогда он удивится и признается, что был влюблен в нее. Ходил в Третьяковскую галерею чуть ли не каждый день и любовался портретом.
А в спектакле вы узнаете следующую историю. Через много лет Билл Форестер ( актер Олег Сенченко) и Элен Лумис (нар. арт. России Ирина Соколова) случайно, а возможно и нет, встретятся и заведут разговор. Но окажется, что судьбоносный поворот сыграл с ними злую шутку, ведь она будет на много лет старше его. Но им хорошо вместе, две души нашли друг друга. Лумис подарит журналисту рассказы о разных странах. Они будут путешествовать по ним три недели. В этом помог велосипед, на который путешественники уселись и поехали в предвкушении открытий. Для Лумис было новое лишь то, что она делала теперь это не в одиночку. Позже наступит день, когда Билл получит голубой конверт, который не откроет, зная и понимая, что там написано. Это означало то, что Лумис больше нет в живых. Тогда Билл закажет мороженое с лимонной начинкой, ведь при его заказе они и повстречались.
Так же однажды на ужине пятеро детей Ауфман уплетали вкусное мороженое. Его любят дети и взрослые. Замороженный десерт летом очень популярен. В то время как зимой необходимо что-нибудь тепленькое. Форестер позовет мороженщицу (актриса Ольга Карленко). Но этот прием пищи будет отличаться от ужина ребят. В тот день на душе Билла точно похолодало.
Тоже почувствовал Дуг, когда бабушка ушла из жизни. Перед ее смертью соберется вся семья: отец (актер Артем Веселов), мать (актриса Василина Стрельникова), дедушка, Дуг и Том, чтобы попрощаться. Она скажет, что ее время пришло и уходит без сожалений. Глубина жизни бабушки (засл. арт. России Татьяна Ткач) огромна. Если когда-то мальчик осознал, что живет, то теперь понял, что когда-то тоже умрет.
Куда же девались хеппи-энды? Искать их Дуг с друзьями отправляются в зал игральных автоматов. Помню, что в детстве мой взор был устремлен на таинственное окно, где сидели куклы в красивых нарядах, что наблюдали за тобой прямо как мадам Таро. У каждого ребенка есть любимая игрушка, которая ему очень дорога. Имея такого друга, маленький человек учится заботиться. Здесь вступает в силу закон бумеранга: энергетика притягивает то, на что настроен. Хозяин предсказательницы постоянно кричал на нее. Мрак даже собирался убить, пробив витрину кулаком и имея при себе нож, так как считал, что это кукла виновата в его несчастьях. На помощь пришли мальчишки. Они знали, что она понадобится. Дуг увидел слово "спасите!", когда секретное послание уже почти сгорело.
Предсказательница упала в объятья Дуга. Как же нежно он к ней относился. Они танцевали и катались на качелях. Затем Дуг прицепил куклу к канату, по которому мадам эффектно испарилась в воздухе, прощаясь. Она пообещала ему долгую и счастливую жизнь, а он подарил свободу. Возможно, вы когда-нибудь повстречаете на улице девушку итальянку, и вам даже в голову не придет, что она была предсказательницей.
Всем известно, что вещи неживые: лишь гвозди, винтики.… А всегда ли можно назвать живым того, кто имеет сердце? Бывает, что те, у кого оно и есть, не живут. Вы спросите: «Почему?» А я отвечу: « Живешь - это не когда просто что-то делаешь, как марионетка, а когда слышишь стуки своего сердца, следуешь им». Человек ведь может превратиться в куклу. И единственным явным отличием будет способность к движению. Однако в современном мире технологии так быстро развиваются, что даже этого уже не скажешь.
Всегда ли человек болеет по причине простуды? Как выяснилось, беды нагоняют тоску. Они хватают со всех сторон, что негде скрыться. Наступает такая болезнь, что даже доктор не знает, как быть. Ребенку достаточно не подарить желанного и надобного ему подарка на день рождения, чтобы испортить лето. Взрослые забывают, какими они сами были в детстве. Этим летом Дугу пришлось пережить куда более серьезные события. А теперь вспомните того самого загадочного господина, которого упоминала в начале. Именно к нему Том отправиться за помощью. Мистер Джонас (засл. арт. России Борис Ивушин) поразмыслив, даст ему воздух Арктики, который нужно выпить носом. Том поблагодарит и радостно убежит с лекарством, а старьевщик не успеет что-то еще произнести…
Дуг поправится. Тем временем машина счастья наконец-то построена ювелиром Лео Ауфманом (актер Андрей Шимко). Он долго изучал книги в библиотеке: читал Л.Н.Толстого, О.Мандельштама, пытаясь понять, что же такое счастье? Машина внезапно появится на сцене: из гаража, где ее изобретали, она быстро поднимется и предстанет перед остальными. Жена Лео, Лина (актриса Анна Лебедь), побывав в «счастливом» устройстве, заплачет. Она заявит, что создано оно для грусти: пока ты там, тебе хорошо, но потом ты понимаешь, что это обман; мечта остается мечтой. А хотелось бы вам смотреть на закат вечно? Конечно, однообразие надоедает. Мгновения запоминаются надолго и бережно хранятся. Они сменяют друг друга, наполняя жизнь вкусом. Ауфман сам решит убедиться в этом и полезет в машину счастья. Зрителю доводов Лины и ее убедительного голоса достаточно. Вдруг начнется пожар. Лео и машина, ушедшая обратно в гараж, покроются пеной. Она заполнит пространство, как будто разлетелись семена одуванчика.
На протяжении спектакля вы можете заметить, что многие персонажи наблюдают со стороны, не являясь участником данного действия. Данное решение режиссера мне кажется очень удачным. Зрителями становятся люди из прошлого, так как книга Брэдбери является автобиографической повестью, и настоящего. Нам интереснее наблюдать вместе. Также это показывает ценность времени.
В итоге мы пришли к тому, что машину счастья изобрели уже очень давно. Главным механизмом является сердце. Сидя в зале, ты понимаешь, что все происходит здесь и сейчас. Каждый человек - великая ценность. Это актеры дали нам ответ, опять играя в игру «Замри»: остановились и указали на нас взглядами, жестами.
Была еще одна подсказка. Весь спектакль в конце зала тихо и неподвижно стоял шкаф. Мне он казался домом с окнами, в которых включен свет. На его полках были размещены банки с вином из одуванчиков. Дедушка Сполдинг стоял на специальной конструкции, что позволила подняться к небесам, над этим чудесным шкафом с глубоким взглядом и улыбкой на лице. В это время зажглись лампочки. Но ты понимал, что это не они. Художник по свету Александр Сиваев использовал особенный свет, что солнце взошло. Оно позвало артиста из Мариинского театра ослика Яшу, который вновь прошелся по сцене. Появилось ощущение дежавю. То, что недавно происходило в настоящем, ты только смотрел на это своими глазами, стало воспоминанием.
Счастье-это жизнь. Она полна контрастов. Многое зависит от нас, а что-то нет. Каждый день мы делаем выбор. Пусть в вашей жизни будет больше теплых и ярких моментов, как объятие, улыбка. Не будьте скупы для добрых дел. Человек живет один раз. Никто не знает, сколько будет длиться его жизненный путь, но чем он будет наполнен, решить можно. Если человек носил в сердце солнце, то его лучики поселились и в других сердцах, что означает - жизнь продолжается.
Спектакль «Вино из одуванчиков» или «Замри» появился в репертуаре в 2014 году. Тогда артисты, которые играют девчонок и мальчишек Гринтауна, еще учились на третьем курсе института РГИСИ. Сейчас они уже служат храму искусства - театру. Данный спектакль будет нужен всегда, так как непросто рассказывает о вечных этапах: детство, отрочество, юность, зрелость, составляющих жизнь человека, а является ключиком, что открывает дверь под названием «Счастье». Кто-то впервые сделал это, а кто-то напомнил себе, где его нужно искать. Чем раньше осознаешь, тем лучше.
Состав артистов частично сменяется. Также была замена в связи с тем, что актер заболел. Роль дедушки исполняет Народный артист России Николай Иванов. В следующих постановках вы сможете его увидеть.
Еще из программки узнала, что Игорь Шибанов раньше играл в этом спектакле. К сожалению, на семьдесят пятом году жизни он ушел в сентябре 2019 года. Ни в коем случае нельзя забывать Артиста с большой буквы. Гоголь писал: «Театр - это кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Народный артист России Игорь Георгиевич Шибанов сыграл девяносто ролей. Он всегда будет жить в сердцах людей, в которых его творчество нашло отклик. Память - невидимая нить воспоминаний. Если ты что-то помнишь, значит, это еще живет.
Важно отметить, что Адольф Шапиро был в городке, где родился Рэй Брэдбери. Находится он недалеко от Чикаго. Он видел: дом писателя; библиотеку, что стала настоящей школой для него; дом дедушки, стоящий рядом и овраг. По его воспоминаниям: «Наверху оврага несколько деревьев, и здесь была установлена памятная плита с надписью, что Брэдбери приезжал сюда открывать парк своего имени». Режиссер говорил, что он представил, как писатель спустя годы увидел этот овраг, спустился вниз и вспомнил свои подростковые чувства. В нем зазвучала ключевая фраза произведения: «я - живой!» Думаю, что это путешествие значительно повлияло на работу режиссера. Чудесная фраза зазвучала и во мне в конце спектакля.
Я бережно сохранила его в своем сердце, в памяти, как когда-то Рей Брэдбери сделал это с летом тысяча девятьсот двадцать восьмого года. Напоследок оставлю следующие строки, что пришли ко мне на следующий день после просмотра душевного спектакля:
Ты и я
Смысла нет,
И всё пропало.
Смысла нет,
И всё горит.
«Посмотри на всё сначала»,-
Скажет мудрый эрудит.
Но откуда же он знает,
Где искал его ответ,
Что в своей руке сжимает?
Одуванчик прошлых лет?!
Говорят, при вере в чудо
Нужно лишь одно понять:
Когда стало тебе худо,
Не забудь судьбу обнять!
Пусть порой она жестока,
В этом царство бытия.
Есть богатства у истока,
Но прекрасней - ты и я!
5.12.19 Нечаянно?
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий