Советы начинающим писателям.

Итак первое: очень важно попасть в читаемый жанр. Я не попадал ни разу. Взять военную серию: "Испанская война" - завернули из-за "неправильного" героя и "неправильной локации", затем мне давали малые тиражи из-за героя-коллаборциониста, начавшего борьбу с немцами. С серией "Рогоры" были поначалу проблемы, потому что из фантастического там только параллельный мир-ни магии, ни орков с эльфами, ни попаданцев. А фантастический детектив и вовсе оказался не популярен, хотя тот же "По следу зверя"- в первую очередь боевик. 

Что хорошо читается сегодня? Однозначно можно сказать, что фантастика и фэнтези, как попаданцы, так и параллельные миры. Но хочу отметить, что как бы ни был предпочтителен этот жанр, если душа к нему не лежит и вы хотите писать что-то своё, думаю, не стоит ломать себя. Точно не в творчестве, здесь рулит вдохновение. Более того, чем популярнее жанр, тем меньше шансов быть в нем замеченным, по крайней мере, с начала. Ибо и конкуренция в нем очень высока. Потому кто знает, быть может, мой путь публикаций в военной серии и был единственным (для меня) верным? В конце концов, руку я набил именно в нем, в нем же меня и напечатали.

Второе: ставьте себе конкретную цель. Я например, желал заработать, пусть сколько-то, но заработать, и это было целью. Возможно, именно она позволила мне выстоять в начале, когда "не шло" от слова совсем, когда отвечали отказом. Но я боролся и верил в себя, что в конечном итоге привело к результату. То есть цель (на мой взгляд) должна звучать так: я сажусь писать книгу, я пишу ее (желательно за определенный срок в 4-6 месяцев), я зарабатываю на ней! Писательский труд он такой-здесь не надо "пробовать", здесь нужно творить и доводить творчество до внятного результата. Либо вовсе не дергаться. У меня есть знакомый, он пробует писать и пишет свой труд вот уже несколько лет и я, честно, не верю, что у него получится. Ибо человек не пишет, он только "пробует". Хотя может выйдет и так, что первой же книгой знакомый буквально "выстрелит" и утрет мне нос моими же сомнениями)

Третье: самое важное в творческом процессе-это вдохновение. Я уже говорил, что заранее не стоит придумывать сцены и продумывать их до мелочей, иначе писать будет тяжко. В голове стоит держать только основные события и то, чем все кончится, к какому результату мы двигаемся. Самое же крутое-идти за своим героем, не подстраивать события под свою задумку, а наоборот, подстраиваться под то, как развиваются события на бумаге, при этом слушая себя. В первой военной книге при написании одной из сцен фантазия привела меня к безвыходной ситуации для одного из ГГ. Вы думаете, я его чудесным образом вытащил его, спас? Нет, я его убил. Причем, придав именно этому персонажу максимально своих качеств, спроецировав его на себя, гибель я пережил вместе с ним-и наверное, никогда больше так точно и честно не писал. Сцена просто зарешала книгу при прочтении ее близкими) Так что следуйте за вдохновением))

Теперь советы по практике.

Первое: старайтесь по максимуму сокращать предложения, когда возможно, заменять два-три слова одним. Например: он взвыл, попав в безысходную ситуацию  - он взвыл от безысходности. Зачастую, писав в момент вдохновения, мы стараемся выложить максимум текста, развивая его в длинные предложения; при вычитке их необходимо раздробить на самостоятельные части.

Второе: при написании боевых сцен, динамики, "боевки", очень важно использовать согласованные по времени глаголы при описании действий того же ГГ. Нельзя писать так: я сбил его толчком в грудь и тут же стреляю в голову. Правильно: я сбил его толчком в грудь и тут же выстрелил в голову.

Третье: не ленитесь визуализировать окружающий вашего героя мир, передавайте его-ваше-восприятие. При этом стоит потрудиться и выдать что-то действительно литературное: взошедшее солнце покрыло царственным багрянцем верхушки сосен.

Четвертое: не пишите о том, чего не знаете. Не знаете, как, к примеру, правильно рубить саблей, какие приемы фехтования были в школах средневековой шпаги, так и не придумывайте небылиц. Или вовсе оставляйте эти затеи, или смотрите тематические видео, читайте тематические тексты.

И вновь возвращаюсь к первой группе советов. Четвертое: не пишите трехтомник одной книгой. Для большинства издательств проходной минимум-12 авторских листов или 480 тыс. знаков с пробелами (смотреть в конце документа ворд, в самом низу). Если у вас уже есть минимальная норма, обрывайте повествование, желательно на каком-то остром моменте, оставив не разешенными каки-то важные проблемы. Это подстегнет читателя.

Пятое: грамматические и орфографические ошибки, если их много, отталкивают от текста. Можно попробовать нанять корректора (в том же Эксмо профессионал стоит 6 к)-но не факт, что продажи книги отобьют затраты. А если самим-то лучше немного подождать перед вычиткой, можно даже пару недель. И потом открыть книгу сразу на двух устройствах: на одном читаете в режиме читателя, а на ноуте только исправляете найденные ошибки. В режиме "писателя" половина ошибок пропускается. Но все же, если вы не уверены в собственной внутренней грамотности, нужно что-то думать. Как вариант, обратиться к знакому учителю русского, попросить человека помочь за символическую плату хотя бы в пару тысяч, или попробовать программу-корректор, на сайте есть реклама бесплатных приложений. Правда, не пользовался, сам не знаю, каково на выходе качество текста.

Шестое: обложки. Скажу так, один из краеугольным камней для сетевых продаж, это качественная обложка. Почему, спросите вы, я не заказал к "По следу зверя" классную обложку? Более-менее нормальный вариант стоит тысяч 14. Дай Бог, чтобы я сумел эту сумму на ней заработать на Литрес, где мне обещали маркетинговое продвижение и где у меня есть активная фанатская аудитория. Да, хорошая обложка очень, очень важна. Но тогда вам придется серьезно вкладываться в книгу, а это опасно...Подробнее об этом я скажу в следующем пункте.

Седьмое: реклама. Ну, лучше всего и проще тупо заплатить. Какая-то отдача будет, но...Если текст сыроват, сюжет не до конца продуман, то вы потеряете читателей и возможно, потеряете их не только сейчас, но и в будущем. Понимаете, не все первые книги получаются стопроцентно удачными. Я вот думал, что "Памяти Подвига" написано на уровне публикации. Нет, позже перечитывал, очень сыро, хотя ведь уверен был в ней..."Испанская война" казалась мне едва ли не шедевром, абсолютно беспроигрышным вариантом. Но "Выбор чести" был уже на голову выше...Вот так, от книги к книге я рос и совершенствовался, и не думаю, что мой путь "долгого" прорыва столь уж уникален. Скорее наоборот, "выстрел" с первого же романа как раз и является исключением. И потому, даже вложив в книгу тысяч под 30, купив корректора, обложку и рекламу, в итоге вы можете заработать пару тысчонок, и уже тогда действительно взвоете. Хотите квалифицированного взгляда со стороны? Бросьте книгу в издательство, дождитесь ответа редактора или, по истечении срока рассмотрения дозвонитесь до него, чтобы наверняка знать, что к чему) какие еще возможны варианты рекламы? Ваш личный блог, реклама в собственных соцсетях и участие а лит.конкурсах, где ваше произведение будет на виду. Плюс активное обсуждение рукописи, если выкладываете ее поглавно и есть кому и что обсуждать.

Восьмое: если выкладываете книгу поглавно на лит.площадке, слушайте критику. Не хейтеров, стремящихся просто нагадить на чужой труд, соревнуясь в искусстве гадить максимально унижающе и притом даже не читавших текст, а нормальных людей, кто взвешено аргументирует свою позицию и адекватно обьясняет, что не так. Читателям со стороны действительно виднее, они могут найти как грамматические, так и смысловые ошибки, исторические неточности. Когда Евгений Колобов сделал мне первые замечания, я буквально взмолился, прося его прочитать весь "Выбор чести". И замечания Евгения, пусть их было и немного, очень помогли довести текст до ума.

В заключение скажу: не теряйте свою индивидуальность, не спешите отказываться от своих идей в угоду сиюминутного мнения слепой "массе". После прочтения комментариев к посту "О лит.площадках и продвижение" у меня сложилось впечатление, что едва ли не половина топов АТ-это талантливые маркетологи и очень посредственные писатели, работающих по принципу "пипл схавает".  Конечно, я не читал их и более чем уверен, что впечатление ложно-ибо, как бы ни была убедительна реклама, однажды поняв, что автор пишет слабо, вторую его книгу я не куплю. Думаю и большинство из вас также. Так что сохраняйте свою индивидуальность, дерзайте покорять те жанры литературы, которые вам нравятся и даже если сегодня они не в "Топ". Ситуация с популярностью очень изменчива. Пишите нестандартных героев, которых вам хочется писать, если вдохновение привело вас к ним! Ибо чтобы не говорили о книгах, в первую очередь, это творчество и только потом уже бизнес))

Да, и еще кое-что важное, едва ли не оставил за кормой: аннотация и название. В принципе, это само собой разумеющееся, это понятно - и все же, вставлю свои пять копеек. Название должно быть коротким, хлестким, мне из собственных более всего нравится "Выбор чести", читателям, судя по активности, также зашел "Лесные призраки"-так немцы звали наших партизан. Аннотацию нельзя расписывать, норма от 500 до 700 знаков с пробелами; аннотация-это ваше короткое превью. Оно должно интриговать, но не раскрывать подробностей интриги. Как-то так)) Пишите, друзья!)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Следующий пост

Издательства vs платные площадки. За кем будущее?

Если говорить односложно и коротко-будущее за платными площадками. Но будущее это будет недолгим...

Итак, начнем издалека, с кризиса 10-12 годов. Что тогда произошло? Поперли цены, дороже стала публикация в типографиях, дороже стала коммуналка и арен...
455