Выход новых авторов на литературный рынок. Тенденции. Ч.I
ЧАСТЬ I. Пути к успеху
Пять лет я нахожусь в литературной тематике, как начинающий автор и думаю пора поделиться с теми, кто начинает свой путь обретенным опытом и мыслями, поскольку то, что я находил в интернете по поводу этого, давно устарело.
У всякого начинающего автора сразу встает вопрос о продвижении его произведений на литературный рынок, ему хочется, чтобы о нем узнало, как можно больше читателей и когда я написал пару романов, то захотелось, чтобы о них узнали и конечно покупали. К тому времени я оставил работу мебельщика и потратил последние 6000 руб. на рекламу «Ридеро» (сейчас я не выкладываю там книги по ряду причин), она покрутилась в соц. сетях около пяти дней перед Новым 2019 годом без результата. И дело было не в качестве материала, а в другом. Реклама книги нового на рынке автора, никому не известного должна продолжаться как минимум два-три месяца с расширенным пакетом, а не тем, что был у меня. Ну у кого из начинающих авторов есть такие деньги – несколько десятков или сотен тысяч рублей на продвижение одной книги? Практически ни у кого, разве что у бизнес-леди, готовой поделиться своими мыслями или олигарха, от скуки решившего написать что-то и прослыть в своем кругу оригиналом и незаурядной личностью. Но у студента или меня, оставившего работу ради литературы (иначе бы я в свои 48 лет, когда начинал, ничего бы не успел), таких денег отродясь не было. Значит, на этом способе ставим жирный крест – я имею в виду сервис российского самиздата «Ридеро» и ему подобных.
Второй путь сбора средств (крауфандинг) я упускаю, поскольку мое чутье подсказывает, что это не для меня. Чтобы получить массовую подписку, нужно написать в соц. сетях крайне сочувствующую книжонку подростково-детского уровня, - я с этой книгой автора познакомился и посочувствовал вместе с ним. Такие книги не для меня. К тому же их вовсе не нужно выкладывать в соц. сети, когда появился новый способ выдвижения, о чем напишу ниже. Для меня прежде всего важны идеи, заложенные в основу сюжета и историческая достоверность, если это историческая канва, - могущие помочь конкретному человеку и цивилизации в целом, поскольку книги это прежде всего опыт, накопленный опыт, которым делится автор. А культура – это накопленный опыт поколений, выраженный в произведениях людей искусства. Так что кроме развлекающей литературы, хорошо делающей кассу, есть категория авторов, пишущих на иные темы, и я в их числе.
Третий путь, - самопродвижение/cамоиздание за деньги я отбрасываю по тем же мотивам, описанным в первом способе. Сюда можно отнести собственный сайт при наличии средств на его создание и поддержание. К тому же потребуется контент и это не два-три романа. На начальном этапе я не думаю, что он сыграет какую-то роль, но потом безусловно понадобится – имидж и всё такое.
Четвертый путь – стандартные линии издательств. Их у нас немного в отличие от англоязычного сектора. Да, я попробовал однажды и отправил туда первую книгу трилогии «Ария», но её забраковал рецензент ЭКСМО. На ютубе я прослушал её ролик (она ведет канал, набирает учеников), в котором высказалась, что в древности армии не могли быть большими, поэтому с достоверностью у меня плохо. Вот такие рецензенты. Их просто нанимают, и они просматривают рукописи, даже не вникая в суть. Почему? Потому что в издательство рукописей приходит сотни в день если не тысячи со слов того же рецензента. Но это не значит, что эта линия не работает. Просто нужна солидная подоплека, а не просто написал первый роман и отправил, надеясь на чудо. С этой линией можно работать, только здесь есть некоторые ньюансы, о которых расскажу во второй части. Ещё можно подключить помощника – литературного агента или крупное агентство, с которыми у издательства налажены контакты и если агент возьмет вашу рукопись в работу, мне кажется толку будет больше, чем отдать её какому-нибудь студенту литфака для рецензии или детскому автору, который может не разбираться хорошо в той теме, которой вы пишете.
Пятый путь - это площадки лит. порталов. Вначале их было два – «Библиотека Мошкова», он же Самлиб.ру и «Проза.ру» с корявым интерфейсом, где мне приходилось выправлять поля вручную через специальное приложение словно программист и тратить кучу времени. Нельзя было выложить иллюстрации. Но портал Мошкова был первым в стране и самым читаемым с огромной посещаемостью. Потом появились другие – «Литнет», «Продаман». Литнет для фэнтэзи в основном, где тусуются дети и подростки и там для них выкладывать лучше всего, но взрослая тематика там не пойдет. «Продаман» для дамочек, где авторы выкладывают городские любовные романы. Потом там у меня возникли проблемы с выкладкой иллюстраций, и я перешел в Автор.Тудей, который на тот момент только набирал обороты и был более современным. Но в Авторе.Тудей тоже с текстовым редактором не все в порядке, части ограничены 200 тыс. знаками и тогда с посещаемостью у них было не очень. Сейчас там уже все в порядке с этим, проводятся конкурсы, хотя я не увидел толку в них. В данное время на мой взгляд самая лучшая площадка – это «Литмаркет», поскольку здесь можно продавать книги, а на Литнете и Авторе.Тудей только при посещаемости 1000 чел. в день. При том они берут комиссию больше, чем на Литмаркете. Здесь самая низкая комиссия. Для примера, самиздат Литрес заберет у автора 70%, Ридеро 50%. Смысл туда выставляться, чтобы ваше произведение потерялось среди сотен тысяч? Причем на Литмаркете текстовой редактор самый лучший, не нужно обрабатывать поля как на Автор.Тудей (вываливаются абзацы вправо) и выкладываешь весь объем книги без дробления и вместе с иллюстрациями за один раз. А на «Авторе» иллюстрации нужно загружать отдельно. Экономится время, что очень важно. И самое главное, тут для каждого публикующегося автора на его странице есть рейтинг, указанный в верхней строчке значком #. Поэтому «Литмаркете» ты можешь состязаться с маститыми авторами, которые находятся в первой двадцатке рейтинга. Главный показатель – сколько читают, количество заходов в сутки. И это есть ваше продвижение. Ведь кроме поисковика, где читатель найдет тысячи книг только по одному жанру трудно отыскать приемлемого качества и удовлетворяющую вашим потребностям, не зная фамилию автора. А если он зайдет в список, то в первой сотне найдет лучших авторов самых востребованных жанров, а во второй-третьей сотне менее востребованных. Например, я увидел в топе одного автора, которая пишет в жанре приключенческого исторического любовного романа, фамилия неизвестная мне и по-другому бы я её не нашел. Кто-нибудь помнит серию книг о Анжелике? Была популярна в 90-е годы и фильм с Мишель Мерсье. Такой жанр остается востребованным. Этот автор продает свои книги, а вдруг есть автор, который пока новичок, находится где-нибудь в пятой сотне и выкладывает книги бесплатно, чтобы привлечь новых читателей?? И ему не нужно тратить деньги на рекламу как в случае с «Ридеро». Чем лучше текст, если для него есть аудитория (вы можете сами провести маркетинговое исследование, на что сейчас клюют читатели в основном подросткового и молодого возраста, посещающие лит. порталы) тем больше его читают и наоборот. На каждый жанр есть своя категория или как говорят статистики «пул» читателей. Конечно, жанры Литрпг для мальчиков и «Магическое фэнтэзи» для девочек, «Городской любовный роман» для молодых мамочек востребованы очень, у них много читателей, ведь люди за сорок-пятьдесят привыкли к бумажной книге, а кто читает электронку? Подростки и молодые люди, выросшие на компьютерных играх. Но не стоит отчаиваться, кто не пишет в этих жанрах. Таким образом, если автор поднимет свой рейтинг и стабильно будет находиться в первой сотне, то думаю, что издательства не обойдут его стороной и не нужно посылать письма с рукописями, чтобы дожидаться ответа, который не придет. Они будут сами стучаться вам в двери и предлагать услуги, когда увидят, что с вами можно заработать.
Шестой путь, - это литературные конкурсы. Конкурсы прозы редки для начинающих авторов и, если они платные, но весьма сомнительны. То, что вы видите с миллионными призами, это уже для признанных авторов. Но для начинающих они могут проводиться в каком-то городе или библиотеке, можно поучаствовать. Нужно помнить, что даст вам конкурс и победа в нем? «Почетную грамоту» или выход на литературный рынок? Среди конкурсов фантастики есть лишь один на постсоветском пространстве, который гарантирует выход на издательство и издание первого романа – это российский аналог американского конкурса, основанного философом и писателем Рональдом Хаббардом «Писатели будущего». В России он называется «Новая фантастика». Я участвовал в 2019 году, но поспешил отправить файл с ошибками и не вычитанный до конца, отчего была критика по поводу стилистики, но рассказ многим понравился, эти отзывы я вставил в комментариях под сборником н/ф рассказов «Другой мир». Однако там есть ещё одна «фишка» - аудитория. Если ваш рассказ подросткового плана, удачный, то он может сорвать аплодисменты, поскольку там публика молодая, приходящая с сайта «Белый слон» и связан сайт с литературным факультетом, как я понял Казанского университета. Там были очень удачные рассказы, но написанные зрелыми авторами судя по стилю, и они к сожалению, не сорвали аплодисменты. По этой и по другим причинам я не стал там участвовать. В отличии от конкурсов на лит. порталах, там соблюдены все условия, чтобы не было нарушений – анонимность участников и проверка в сети на контент (принимаются только работы нигде не выложенные ранее). Поэтому там стоит попробовать начинающим в особенности молодым авторам, пишущим в жанрах фэнтэзи и фантастики. Кстати, нигде нет таких призов в русско-язычном сегменте, как там (первое место 50 тысяч руб. и гарантировано издание вашего первого романа, второе место 30 тыс., третьи места делят десять участников по 15 тысяч. Где это видано? Я нигде не виде таких призов).
Я думаю, что нужно использовать любые способы, перечисленные мною, и главное – качество текста, что приходит не сразу. Желаю успехов молодым авторам, а читателям найти свою книгу.
Продолжение статьи Часть II "Прокрустово ложе" можно прочитать тут - https://litmarket.ru/blogs/vyhod-novyh-avtorov-na-literaturnyy-rynok-tendencii-chii